Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Жмурки Жмурки

«Жмурки»: Карачун Сергеевич Церетели

Антон Сидоренко, 9 июля 2005 г.

Юный футболист Стас Мохначев насмотрелся «PulpFiction'а» и осчастливил мир своим сценарием о криминальных разборках в российской провинции десятилетней давности. Удивительно, что на такое фуфло купился главный «культовый» режиссер новой России.

Балабанов — по-своему очень интересный мастер. Воспитанник ленфильмовской школы, он первый среди новой формации русских киношников сумел сочетать яркий авторский взгляд и абсолютно жанровую форму. Оба «Брата», первый — боевик, второй — боевик с элементами комедии, плюс до предела политизированная «Война» египетскими пирамидами стоят над пустыней российского кино середины-конца 1990-х. (Не говорю уже о «Про уродов и людей» — забавном представителе отечественного нуара). Именно Балабанов и рано ушедший Сергей Бодров-младший сумели создать единственного однозначно положительного героя среди сонма убийц и прочих криминалов, оккупировавших сознание жителей «демократической» державы Б. Ельцина.

Интересно, какую роль играл бы в «Жмурках» исполнитель Данилы Багрова? «Зажмурил» бы его Балабанов или поселил в итоге в крутой офис с видом на Кремль, как героев Панина и Дюжева? А главное, сумел бы Бодров сыграть роль тупого неандертальца, которые в изобилии населяют этот фильм. Именно над пещерными нравами и низкими лбами провинциальных «быков» призывает посмеяться Балабанов в новой картине. Но до заявленной «беспредельной комедии» «Жмуркам» ой как далеко.

Дмитрий Дюжев и Алексей Панин в фильме «Жмурки»
Дмитрий Дюжев и Алексей Панин в фильме «Жмурки»

Честно говоря, термин «комедия» к этому зрелищу вообще вряд ли применим. Или чувство юмора у меня недостаточно острое, или все эти шутки я уже где-то слышал. Создается впечатление, что Мохначев с Балабановым просто решили перенести на экран изрядную дозу городского фольклора девяностых годов. Бородатые анекдоты про новых русских на бумерах в спортивных штанах и красных пиджаках больше подходят для известной передачи Олейникова и Стоянова. Ей-богу, во время просмотра у меня иных ассоциаций кроме как с «Городком» не возникало. Ну, конечно, если не считать «Криминального чтива», которому явно подражали все — от сценариста до исполнителей главных ролей. Единственный, кто выбивается из этого стройного ансамбля фанатов железного Квентина — сам Балабанов.

«Жмурки», видно, должны были продолжить триумфальную серию обеих «Братьев», но по отношению к ним слишком мелкие и по форме, и по смыслу. Городить двухчасовой огород только чтобы рассказать, кто теперь сидит в офисах с видом на Кремль? Так мы это и так знаем. Эти вот и сидят.

Персонажи фильма уж все какие-то однобокие и старательно копирующие одни и те же манеры. Лучше всех получилось у Сухорукова с Маковецким, но сказать, что это одни из лучших ролей в их жизни… Особняком стоит Никита Сергеевич, живенько перескакивающий в этом сезоне из проекта в проект. (Еще ожидается его лучезарное появление в новом фильме Кшиштофа Занусси). Михалков в «Жмурках» творчески переработал и развил бессмертный образ проводника Андрея из рязановского хита советского проката «Вокзал для двоих». В 1990-е в экс-СССР наступило время Хама, и карикатурная фигура Михалыча со сталин-тату над левым соском и жирным младенцем (кстати, однозначно слизанным у Сергея Урсуляка из его недооцененной комедии «Сочинение ко Дню Победы») эпоху эту олицетворяет наилучшим образом. Михалыч со своей бессмертной фразой про карачун явно главная удача «Жмурок».

Никита Михалков в фильме «Жмурки»
Никита Михалков в фильме «Жмурки»

Еще одной удачей стал красочный буклет (все ли его видели?). По уровню задумки и исполнению он, к сожалению, намного превосходит сам фильм. Буклетик заполнен интересными историями о съемках и даже содержит SMS-викторину, доступную, правда, только для жителей РФ (наверное, оно и к лучшему). Рекламные материалы, это, конечно, очень важно, на рекламе весь теперешний Голливуд только и держится. Но если так и дальше пойдет, то детище продюсера Сельянова, самая лучшая кинокомпания России СТВ (она еще и «Кукушку» и «Охоты» Рогожкина выпустила), может спокойно переориентироваться на выпуск полиграфической продукции. На днях посмотрел еще одну их премьеру: «Чудная долина» женщины-режиссера Кубаевой до жути похожа на «шедевры» «Беларусьфильма» последних лет…

А может, время Балабанова просто прошло? Прошло время разборок, мочилова и спортивных костюмов под малиновый пиджак? Если это так, то Балабанову пора переориентироваться на съемки модного фэнтези. Ведь он действительно умеет снимать кино.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия