Антон Сидоренко, 24 сентября 2015 г.
Вот и в мае 1996 года сразу несколько десятков амбициозных личностей отправились покорять Эверест с помощью нанятых за немалые деньги альпинистов-профессионалов. Восхождение обернулось настоящей катастрофой — многие из участников восхождения погибли или получили тяжелые увечья. Остались на подступах к вершине и несколько профи.
О самом смертельном дне в истории Эвереста было написано две книги, снято несколько фильмов. В конце 1990-х историю должен был экранизировать Стивен Долдри (сделавший «Билли Эллиота»). А снял ее в итоге почти двадцать лет спустя Балтасар Кормакур, знаменитый исландский режиссер, успешно перешедший из европейского арт-хауса в голливудские мастера.
Кормакур вырос в первозданной, безлюдной Исландии, где дистанция между человеком и природой минимальная. В Гималаях, мекке высокогорного альпинизма, она еще меньше. Можно сказать, дистанции нет как таковой — человек просто игрушка стихии. И никакие самые современные гаджеты и механизмы помочь ему не могут. Что очень хорошо показано в «Эвересте».
Джейсон Кларк в фильме «Эверест»
По форме «Эверест» даже не фильм-катастрофа, а первоклассный триллер, который все время держит в напряжении. Это очень хорошее голливудское кино, в котором на первом месте не только зрелищность, но и сильные, отлично прописанные характеры. Все герои фильма имеют имена и максимально приближены к реальным прототипам. Знаменитые сценаристы-оскароносцы Уильям Николсон и Саймон Бофой придумали не столько реконструкцию, сколько полноценную драму со множеством деталей и поворотов сюжета. Так что даже заранее известный, трагический финал не мешает определенной интриге.
Фильм открывал в этом году Венецианский кинофестиваль, чему многие удивлялись, ведь Венеция традиционно считается сосредоточием авторского кино. А крепкий режиссерский стиль Кормакура, при всем уважении, сложно назвать особо оригинальным. Скорее, мастерским. Потому что только настоящий мастер может сделать сейчас такое одновременно интересное, зрелищное и эмоциональное кино. Так что, решение венецианских организаторов можно только приветствовать — в переполненном формализмом и самолюбованием авторском кино дела так плохи, что главными авторами в мировом киноискусстве стали именно такие крепкие профессионалы как Кормакур.
Эмили Уотсон, Сэм Уортингтон и Элизабет Дебицки в фильме «Эверест»
Кормакуру не привыкать работать с голливудскими звездами высокого ранга. Но «Эверест» отличается почти невероятным по теперешним, экономным, временам соседством очень известных актеров в кадре. Хотя далеко не все селебрити легко узнаваемы за альпинистскими бородами да кислородными масками, актерский ансамбль получился очень удачным, едва ли не лучшим в этом году, вполне оправдав расходы продюсеров на звездные имена Джейсона Кларка, Джоша Бролина, Сэма Уортингтона, Киры Найтли, Эмили Уотсон и Джейка Джилленхола.
«Эверест» как раз тот случай, когда остро ощущается отсутствие IMAX’а в Минске. Со времен альпийских фильмов Лени Рифеншталь кино про горные приключения — едва ли не наиболее зрелищная часть кинематографа. И пускай самые ударные эпизоды «Эвереста» с участием звезд снимали в холодильнике, специально построенном в лондонском павильоне, выглядит все весьма натурально. А в некоторых моментах даже натуралистично. Как зрелище фильм очень крутой и это как раз тот случай, когда смотреть его нужно именно в кинотеатре в стерео-формате.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...