Антон Сидоренко, 19 августа 2004 г.
Создав «Слона», Гас ван Сент очень приятно удивил своим первозданным ощущением реальности. Чего не скажешь о «Дурном воспитании» Педро Альмадовара.
Напрасно сторонники «Догвилля», этого человеконенавистнического манифеста Ларса фон Триера, обвиняли каннское жюри во главе с Дэвидом Линчем и устроителей фестиваля в заказухе и сговоре с проамериканской киномафией. В бессмысленности этих обвинений стоит убедится, посмотрев «Слона» на большом экране с хорошим звуком. (Совершено необязательное условие для просмотра «Догвилля»). Гасу ван Сенту в начале двадцать первого века, во время торжества технологий, удалось создать необыкновенно гуманитарное кино, используя при этом только собственные режиссерские ресурсы. Каннский приз за лучшую режиссуру для Гаса ван Сента весомее вдвойне. Ведь он работал и за себя, и «за того парня», сочинив кино, в котором сценарий не играет никакой существенной роли. Лишь самым большим художникам от кино удается высказать в своих фильмах то, что нельзя в принципе высказать словами.
Алекс Фрост в фильме «Слон»
Первый опыт подобного рода ван Сент совершил еще в «My Privat Own Idaho», но максимума его стремление достигло в «Джерри» — предыдущей картине, которая оказалось справедливо, на мой взгляд, неоцененной. Абстрактной ситуации «Джерри» не хватало чего-то подобного опорной точке «Слона». Нашумевшие истории с расстрелом американскими школьниками своих одноклассников (здесь, конечно, Майкл Мур увесистую руку приложил: см. «Боулинг для Колумбины») — хорошая база для любого киносюжета. Но «Слон» не стал очередной спекуляцией на тему подобных трагедий.
Бытие. Бытие, лишенное, времени, пространства, и смысла существования. Актеры, машины, зеленые лужайки очередной американской сабарбии — «Слон» и Гас ван Сент переварили все, выдав на экран произведение искусства, по чистоте восприятия окружающего мира достойное мастеров фламандской живописи. И присутствие в самой плоти повествования более чем узнаваемого Бетховена не удивляет и не раздражает. А чья еще музыка смогла бы так достойно выглядеть в этом кино, не разрушая гармонии ленты, с такой бережностью и любовью выстроенной режиссером?
Элиас Макконнелл в фильме «Слон»
Фильм продолжается всего 81 минуту, совсем недлинный по теперешним понятиям. И то, что часть зрителей неизменно покидает зал после первых двух десятков минут — просто свидетельство информационной перегрузки современного общества (даже такого отсталого, как белорусское): Ритм «Слона», в действительности, очень плотный, не оставляющий места на отвлечения и скуку. Конечно, это не то кино, к которому привыкли любители Голливуда. Но ведь и ван Сент — не стопроцентно голливудский мастер. Начиная с вызывающе голландского имени и заканчивая экспериментами вроде «Джерри», режиссер с самого начала претендовал на большее, чем то, что ему могли предложить самые лучшие голливудские продюсеры. Но ван Сент нетипичен и для американского независимого кино, чему ярким свидетельством вполене вписавшийся в мейнстрим «Умница Уилл Хантинг». Судя по уровню его последних работ, он явно находится в зените творческих возможностей.
И кратко об остальных картинах августовского «Формата».
Именно так подкрадывается творческая старость. Начиная с прошлого фильма «Поговори с ней» мастер завертелся в колесе самоповторов. Та фирменная мелодраматическая нотка, которой Дон Педро с легкостью играл во «Все о моей матери», в «Дурном воспитании» стала слишком искусственной, чтобы считаться слишком большим достижением. Но Гаэль Гарсия Берналь и сочные испанские краски слишком хороши, чтобы назвать «Дурное воспитание» проходным фильмом на экранах Минска.
Яркий фильм, весь смысл которого в фонтанах замечательно подобранной болтовни. На заявленную комедию он похож не совсем, скорее это остроумная мелодрама для интеллектуально подкованного зрителя. Вечная тема в итоге раскрывается вечным ответом: любовь — это что-то неподдающееся здравому смыслу и ее формулу пока никто не изобрел. И вряд ли когда-либо изобретет.
Экспортный фестивальный товар из Юго-Восточной Азии, снятый на европейские деньги. Слишком медленное кинополотно, на глазах расплывающееся в кинополотнище. Авторы фильма, безбожно смешивая жанры, совершают всю ту же роковую ошибку всех желающих побыстрее выделится творцов. В результате действительно скучно. Нам этот фильм интересен разве что тем, что деньги на него дал тот же голландский фонд, который спонсировал фильм Андрея Кудиненко «Оккупации. Мистерии».
Приятных сеансов!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...