Антон Сидоренко, 20 июля 2008 г.
Не иначе, все детство знаменитого мексиканца сводилось к просмотру сюрреалистических фантазий его соотечественника Алехандро Ходоровски. Или рассматривания бабушкиных альбомов с произведениями нидерландского художника Иеронима Босха.
Именно с причудливыми персонажами полотен Босха можно сравнить ту нечисть, которой дель Торо любовно населил свое творчество. И если в предыдущем «Лабиринте фавна» мексиканец выпускал своих гоблинов на экран дозировано, порциями, то во втором «Хеллбое» развернулся на полную катушку. Дель Торо — один из немногих режиссеров, которые успешно действуют сразу в двух ипостасях — развлекательной голливудской и художественной, которую условно можно назвать европейской. «Хеллбой 2. Золотая армия» проект голливудский. Долго думать над ними не надо, надо наслаждаться великолепием и размахом съемок, роскошью работы художника-постановщика Стефана Скотта, художника по костюмам Сэмми Шелдона, оператора Гильермо Наварро. И, конечно же, самого режиссера, которому удается держать внимание зрителя все два часа, пока идет фильм.
Сельма Блэр и Рон Перлман в фильме «Хеллбой 2: Золотая армия»
Хеллбой — звездный час актера Рона Перлмана, который засветился еще у Жан-Жака Анно в «Имя розы», но был вынужден коротать актерский век в проектах типа «Полицейская академия 7». Дель Торо дал ему шанс и Перлман шансом воспользовался. Он, вообще-то, и без грима годится на роль парня из преисподней. Ну, а в фирменной окраске Хеллбоя Перлман и вовсе заблистал, в отдельные моменты напоминая одного моего знакомого барабанщика из Борисова. Из всех супергероев Хеллбой выглядит наиболее симпатичным, при том, что не блещет особым умом и юмор у него грубоват. Зато он не такой умник как Спайдермен и не парится по поводу своего происхождения аки Хэнкок. Кроме того, окружение Хеллбоя тоже очень интересное: его подружка Лиз (сексапильная Сэльма Блэр соперничает с Кристиной Риччи в роли герлфренд Спиди-рейсера), водяной (Даг Джонс) и главная удача второй части эпопеи — человек-дым (мы слышим голос какого-то московского дублера).
Если вы видели оригинальный комикс Майка Миньолы, то согласитесь, что он послужил лишь отправной точкой работы дель Торо. Лидер мексиканского нашествия на Голливуд (еще есть Алехандро Гонсалес Инъярриту и Альфонсо Куарон) пошел отдельным путем, поместив Хеллбоя в паутину своих фантазий. Теперь дель Торо вполне может считаться одним из главных стилистов развлекательного кино наравне с Тимом Бертоном. И уж конечно он на два корпуса обошел Питера Джексона с его стандартизированным Толкиеном, что еще раз доказывает преимущество католического воображения над воображением прямолинейного протестанта. Теперь окончательно понятно, почему продюсер Джексон доверил дель Торо режиссуру своего «Хоббита». Хотя лично у автора этих строк есть опасение, что мексиканец изменит холодную кельто-скандинавскую окраску знаменитой сказки на горячую латиноамериканскую.
Даг Джонс в фильме «Хеллбой 2: Золотая армия»
Радует и то, что, в отличие от вышеупомянутого Джексона в эпопее «Властелин колец» (в «Кинг-Конге» с юмором все в порядке), дель Торо всячески старается избегать дурного голливудского пафоса. «Хеллбой 2. Золотая армия» — сказка для взрослых детей, а взрослым выдержать все эти истории про гоблинов, волшебные королевства и т.п. без хотя бы небольшой дозы юмора было бы невозможно. В отличие от недавнего мочилова Бекмамбетова, «Хеллбой», в котором кровавых моментов тоже хватает, пронизан явно ощущаемым сарказмом в отношении всего происходящего. Сарказм демонстрируют друг к другу герои сказки, а одновременно и дель Торо по отношению к своей необходимости зарабатывать деньги на более интересные проекты.
Кстати, о Бекмамбетове. Кто-нибудь объяснит, почему «Особо опасен» стоил 160 миллионов баксов, а гораздо более изощренный в визуальном отношении «Хеллбой» в два раза дешевле? Может быть все дело в жадной Анджелине Джоли, которая собирает бабло на новую лодку для супруга?
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...