Антон Сидоренко, 9 декабря 2004 г.
А еще из Европы получилась замечательная гигантская декорация, в которой снимают все, кому не лень, и что не лень.
В объединенной Европе можно сколько угодно принимать кинотуристов разного пошиба, без конца спекулируя на своих культурных развалинах. Обширная и хорошо проработанная европейская история — чудесный поставщик бесконечных сюжетов различного калибра, на любой вкус и кошелек. Интернациональная компания во главе с австралийцем Джоном Диганом выбрала самые критичные моменты ХХ века: 1930—40-е годы. История постоянно вторгается в личную жизнь любого человека: так было всегда. Но в фильме Дигана личная жизнь энергично подвигает историю с привычного для нее места.
Создается впечатление, что гражданская война в Испании, немецкий нацизм и французское Сопротивление — только поводы к хаотичному перемещению героев Шарлиз Тэрон, Пенелопы Крус и Стюарта Таунсенда из Кембриджа в Париж, оттуда в Испанию, обратно во Францию и так далее по кругу. Видно, большой бюджет фильма позволял продюсерам облечь банальную любовную историю в историческую оболочку, чем с радостью воспользовался режиссер и соорудил жуткий винегрет из штампов и стереотипов. Причем, если война еще выглядит более-менее правдоподобно (думаю, за счет того, что большинство зрителей с ней вблизи не сталкивалось, слава Богу), то любовная лирика у Дигана вышла уж какая-то совсем стандартная и за живое не цепляет.
Пенелопа Крус и Шарлиз Терон в фильме «Голова в облаках»
Наверное для скромных и пуритански воспитанных австралийцев Европа действительно ассоциируется с самым разнузданным и извращенным сексом, какой только может себе вообразить три месяца не мывшийся стригальщик овечьей шерсти из провинции Новый Южный Уэльс. Достойным «европейским» сексом, судя по фильму Д. Дигана, является:
Не блистает свежей мыслью и постановочное умение австралийского историка европейского секса. Из всего разнообразия развлечений в гигантском тематическом парке «Евролэнд» режиссер выбрал для съемок только один аттракцион — небольшую картонную карусель с намалеванными на задниках английскими университетом и парижской мостовой. Второстепенные персонажи выглядят как манекены, взятые напрокат в специальном голливудском ателье. «Голова в облаках» (кстати, непонятное название) по количеству кинематографического картона напоминает недавний российский фильм «Всадник по имени Смерть». Непонятно, в чем заключается идея такого рода кино. Для полноценной мелодрамы чувства героев слишком отрывочны, а для исторической картины здесь слишком много штампов. Неужели «Голова в облаках» годится только для австралийских овцеводов в качестве пособия по европейскому сексу?
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...