Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Шпион Шпион

«Шпион»: Утомленные сталинским ампиром

Антон Сидоренко, 5 апреля 2012 г.

Поклонникам творчества Бориса Акунина, Виктора Суворова, а также всем невинно убиенным на фронтах альтернативной истории посвящается этот фильм.

«Шпион» дебютанта полного метра Алексея Андрианова даром что не голливудский, масштабом съемок и широтой задумки впечатляет и воодушевляет. Правда, легкость слога и ирония акунинского первоисточника в фильме ощущается лишь местами. Создатели картины так и не смогли оторваться от литературы. Их фильм — попытка имитации псевдоисторической реальности книги «Шпионский роман», а не создание своего собственного, киношного мира.

На этой концептуальной ошибке погорел не один новорусский кинопродюсер. Кстати, в продюсерах у «Шпиона» значатся люди из конторы Никиты Михалкова. Не удивительно, что «Шпион» неуловимо отдает параллельной вселенной последних шедевров маэстро. Знаменитое танго «Утомленное солнце» в кадре и за кадром не звучит, хотя его звуков с содроганием ожидаешь все девяносто девять минут фильма Андриянова. Зато в нем есть бездна соответствующих ассоциаций, включая энкаведешные хазы с видом на Кремль, подмосковные дачи с юными надями, Виктория Толстоганова и очередной непохожий усатый в белом костюме.

Данила Козловский в фильме «Шпион»
Данила Козловский в фильме «Шпион»

Усталая тень друга всех лучших друзей кинематографистов гордо реет над свежевыпущенным «Шпионом». Белокаменная из фильма вполне могла казаться именно такой мальчику из окна персонального ЗИСа автора гимна СССР.  Послевоенный сталинский ампир здесь превращен в довоенный с немалым участием компьютерной графики. С помощью спецэффектов на экране появились футуристические архитектурные утопии Москвы тридцатых, включая громаду знаменитого Дома Советов с циклопической статуей Ильича в качестве навершия. Не удивительно, что часть фильма о сталинской Москве снималась в белорусской столице, которая громко гордится соответствующим архитектурным периодом своей истории.

Правда, ушлые московские киношники здорово преобразили белорусский сталинский заповедник с помощью компьютерной графики. Так в роли здания госбезопасности выступил боковой ансамбль на площади Победы, на фоне госбезопасности настоящей вместо Феликса Эдмундовича оказался Александр Сергеевич, а на Октябрьской площади поместили целый Кремль!

В общем, в «Шпионе» легонечко замахнулись на жанр ретрофантастики. Уже в самых первых кадрах похожий на покойного голливудского комика Лесли Нильсена адмирал Канарис разговаривает с Гитлером через устройство, отдаленно напоминающее первые телевизоры с лупой. А брошенный в небеса взгляд главного героя великолепного Данилы Козловского фиксирует элегантный цеппелин на полнеба.

Федор Бондарчук в фильме «Шпион»
Федор Бондарчук в фильме «Шпион»

Хотя до «Небесного капитана» Керри Конрана, этого эталона ретрофантастики, «Шпион» по техническим и идейным параметрам сильно не дотягивает. Сценарий знаменитого Владимира Валуцкого не помогает фильму Алексея Андриянова окончательно определиться с жанром. Начинается как приключенческий детектив с элементами комедии, заканчивается фильм как самая настоящая драма. До канонов анонсированного кинокомикса ему тем более далеко. Оживлению на экране не способствует и вялый ритм, в котором авторы умудрились смонтировать такого богатого на детали «Шпиона». Поэтому даже прекрасные актеры, в том числе без иронии великолепный в мундире «старшего майора госбезопасности» Федор Бондарчук, выглядят в ряде сцен уж слишком искусственно.

В целом, «Шпион» — прекрасное доказательство того, что дело «партизанфильмов» живет и процветает. Пускай зрителю война на экране уже осточертела, московский кинематографический молох продолжает жить реалиями десятилетней давности. Недаром от задумки фильма до его появления на экране по информации в прессе прошло шесть лет. Если знаменитым москвичам уж так не терпелось пофантазировать на тему эпохи Второй Мировой, то с гораздо большим успехом можно было снять ее альтернативную версию в духе псевдоисторической прозы Виктора Суворова. Ну, типа, там, где не Гитлер на Сталина, а наоборот. И ведь, к сожалению, пользовалось бы успехом, факт! А так придется доделывать очередной «Сталинград»...





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия