Антон Сидоренко, 15 июля 2006 г.
Давно подмечено, в России (читай, бывшем СССР) с трудом приживается жанр «хоррора», фильма ужасов. Все очень просто, в стране, где каждый второй выпуск теленовостей до сих пор гораздо страшнее любого ужастика, киношникам очень трудно чем-либо напугать население.
Многие сравнивают «Точку» Юрия Мороза с советскими картинами периода «чернухи» (1988-1993). В принципе, Юрий Мороз как режиссер (у него есть еще одна ипостась, актерская) сформировался именно тогда, создав классический нуар по-советски «Черный квадрат» по творениям короля перестроечного pulp fiction Фридриха Незнанского — предшественника донцовых и дашковых. Правда, перед «Квадратом» Мороз создал дивную фантастику «Подземелье ведьм» — последний писк советской космической серии a-la «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звездам». Ну а потом криминальный талант пригодился режиссеру при создании одного из самых зрительских сериалов «Каменская». «Точка» как раз имеет все приметы кинематографа времен «перестройки» и «гласности»: проститутки, их сутенеры, много обнаженной натуры и открытый мат на саундтреке. Самый первый кадр — обнаженная, скукоженая женщина на фоне ободранной стенки списанного вагона — сразу настраивает на соответствующий лад. Фильм снят на цифру с явным использованием достижений пресловутой «догмы». Оператор Николай Ивасив показал себя настоящим виртуозом (именно он снял знаменитую «Окраину» Луцика и Саморядова).
Дарья Мороз в фильме «Точка»
Режиссер Мороз со смаком, не без доли черного юмора и во всех подробностях живописует оборотную сторону современного общества. Его главные героини, с чувством и мастерством сыгранные Викторией Исаковой, Анной Уколовой и Дарьей Мороз, — жертвы прогресса и аутсайдеры, тотальные неудачницы, раз и навсегда попавшие в порочный круг. Они словно бы созданы для того, чтобы их беспрестанно унижали, насиловали и уродовали разного рода извращенцы. В лучших традициях упомянутой чернухи зритель во всех подробностях, с кровью и дерьмом, видит мытарства несчастных героинь. Хотя иной раз кажется, что режиссер все-таки переборщил по части натурализма. «Точку» постоянно сравнивают с итальянскими фильмами эпохи неореализма, в которых главными героями как раз часто и выступали проститутки, сутенеры, etc. Но от «Ночей Кабирии» Феллини «Точка» отличается повышенной брутальностью и почти полным отсутствием светлых моментов. Ближайший импортный аналог «Точки» — «Лиля4ever» самого талантливого из активного поколения шведских режиссеров Лукаса Мудиссона, фильм опять-таки про постсовесткую действительность.
В фильме Мороза все персонажи резко поделены на хороших и плохих, жертв и мучителей. Причем последних гораздо больше чем первых. В роли одного из главных извращенцев, который заставляет проституток несколько часов просидеть в ледяной воде, засветился Анатолий Кот — очень хороший белорусский актер, который недавно уехал покорять Москву. Пока ему достаются исключительно роли «плохишей». Самое большое разочарование в «Точке» — авторы утверждают, что выхода к светлому из порочного круга не существует. Изменить свою участь к лучшему можно только самому превратившись из жертвы в мучителя, что и демонстрирует в финале самая сильная из героинь.
«Точку» стоит посмотреть только для того, чтобы убедиться: кино России на подъеме. Ассортимент русскоязычного кино становится разнообразным. Понятие «хороший русский фильм» уже относится не только к подростковым «блокбастерам», без конца эксплуатирующим идею тотального позитиff’а. С другой стороны, картина Юрия Мороза не навязывает никаких моральных выводов той части публики, для которой кино и реальность никак не пересекаются. Для такого зрителя «Точка» выглядит как хороший триллер. Фильм щекочет нервы зрителю, в большинстве своем далекому от показанного на экране мира (и слава богу!). Хотя при просмотре хорошо понимаешь, что все кадры снимались где-то рядом (часть «Точки», как и «Каменская», снималась в Минске). И вот этот эффект понимания — самое сильное, что есть в картине.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...