Антон Сидоренко, 10 апреля 2006 г.
Если кто еще не знает, Вуди со своей юной женой-падчерицей (младше мужа почти на пятьдесят лет) переехал с горячо обожаемого Манхэттена в столицу Великобритании. Для человека, который без малого семьдесят лет прожил на острове посреди Гудзона, поступок довольно эксцентричный и показательный. Что послужило ему причиной — война в Ираке, которую интеллектуал Вуди по определению одобрять не может, или более либеральная британская налоговая схема — не так важно. Просто после всей почти сорокалетней нью-йоркской артистической и писательской карьеры Вуди Аллен решился начать новую жизнь, что незамедлительно сказалось на его творческой карьере.
Обновленный Аллен предстал перед зрителем совсем с неожиданной стороны. Его «Матч Пойнт» оказался не легким интеллектуальным стебом в духе «Любви и Смерти» и «Манхэттена», и не душераздирающим психоаналитическим эксгибиционизмом как «Энни Холл». «Матч Пойнт» — самая настоящая драма, палитра которой переливается всеми возможными жанрами: от эротики и мелодрамы до триллера и высокой, почти греческой, трагедии. И действительно, как по-другому, если не трагедией, назвать историю молодого человека, через слезы и трупы пробивающего путь в высшее общество? Прервавший карьеру теннисист женится на нелюбимой богатой, но тут же изменяет жене с любимой бедной. Вуди Аллен превратил этот сюжет для Дмитрия Астрахана в увлекательное для любого зрителя зрелище.
Скарлетт Йоханссон и Джонатан Рис Майерс в фильме «Матч-пойнт»
Глазами бывшего теннисиста, а теперь и преуспевающего бизнесмена, мы наблюдаем жизнь высшего буржуазно-аристократического общества Великобритании начала XXI века. Восхождение главного героя Криса по социальной лестнице происходит естественно и непринужденно. Актер Джонатан Рис-Мейерс воплощает в своей внешности современный тип кинокрасавца, нечто среднее между Мэттом Диланом и Тоби Макгуайером, и идеально подходит на роль проводника-Вергилия по кругам Ада этой новой человеческой комедии. Бальзаковские мотивы, а также отголоски «Американской трагедии» Драйзера и «Преступления и наказания» Достоевского (томик которого издевательским постмодерном мелькает еще в самом начале фильма) — вот литературная подоплека «Матч Пойнта». Подоплека кинематографическая — английский фильм Джека Клейтона 1958-го года «Путь в высшее общество» с Симоной Синьоре и Лоренсом Харви и наполненные ядовитым сарказмом антибуржуазные фильмы Клода Шаброля.
Но не стоит думать, что перебравшись в Европу, Вуди Аллен намеренно начал делать европейское кино. Маленький гений Аллена всегда был заперт в интеллектуальном гетто Нижнего Манхэттена. Его выдающаяся карьера писателя, актера и режиссера всегда протекала в узком пространстве пивного паба Michael’s, где он с удовольствием играл на любимом кларнете, и страниц журнала «Нью-Йоркер». К реальной Америке хлопковых и кукурузных полей и неоновому смогу Голливуда Вуди Аллен отношения никогда не имел. Даже на церемонии «Оскара», который неоднократно получали его работы, Вуди появился только один раз, в 2002 году, чтобы показать Штатам, что и после 11 сентября Манхэттен еще жив.
Вуди Аллен всегда был европейцем в Америке, чужим среди своих, снимал по сути европейское кино. То, что он сделал в Лондоне, на деньги продюсера BBC, показывает кем бы стал Вуди, родись он не в Бруклине, а где-нибудь между Вест и Ист Эндом. Лондон, впрочем, помогал творчеству и других беглецов из Штатов, вроде Стэнли Кубрика, который снял в окрестностях британской столицы все свои лучшие фильмы. В музыкальную Мекку мира переехала и начавшая было стареть попсовая певица Мадонна. И опять эффект от переезда оказался положительным.
Брайан Кокс и Джонатан Рис Майерс в фильме «Матч-пойнт»
Атмосфера Лондона благотворно подействовала на начавшего было задыхаться от возраста и кучи житейских проблем маленького Вуди. Его «Знаменитость» (2000) была последней достойной картиной американского периода. В «Матч Пойнте» Аллен явно обретает свежие силы и достигает новой ступени совершенства. В фильме практически нет никаких просчетов, все его грани почти идеальны. Начиная с кастинга и оканчивая главной идеей о человеческом везении, как главном условии жизненного успеха. Особой удачей стала роль Скарлетт Йоханссон — воплощенной мечты Голливуда, которой удается сочетать в своей героине трогательную интимную интонацию Мэрилин Монро и естественную сексуальность Шэрон Стоун эпохи первого «Основного инстинкта».
Собственно, дуэт Йохансон — Рис-Мейерс центральный во всей картине, что, к счастью, не делает ее лишь одной любовной историей. Женщины лишь эпизоды в жизни главного героя — чувствительного эгоиста, вместе с которым приходится переживать и зрителю. Никогда Вуди Аллен не был еще так откровенен и так естественно свободен в своей режиссерской простоте. Фильм очень ясен и логичен, как ясны и логичны великие произведения познавших мудрость жизни старых мастеров.
«Матч Пойнт» из породы тех картин, которые, несмотря на практически литературную простоту и понятность режиссуры, задают множество вопросов. В этом-то и главная ценность фильма Вуди Аллена: минский экран почти забыл, как выглядят серьезные драмы, оставляющие зарубки на душе. Всю жизнь отчаянно зубоскаля, Вуди Аллен делал, тем не менее, авторское кино, разрушая миф о том, что оно не может быть веселым. Принадлежа антивоенному поколению шестидесятых, он словно понял, что еще один его традиционно веселый фильм в современном западном мире воспринят не будет. «Матч Пойнт» — развлечение другого, высшего порядка: без самого Вуди Аллена в кадре, но с его вечной джазовой осенью в сердце.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...