Антон Сидоренко, 4 апреля 2006 г.
Уже не первый год раздаются возгласы о смерти кинематографа как искусства, о его вырождении, отупении, примитивизации и т.п. Если проследить за репертуаром наших кинотеатров, то со многими из этих голосов, к сожалению, приходится согласиться. Пространство Искусства в том глобальном аттракционе, который представляет из себя самое главное развлечение ХХ века, стремительно сужается. Из кино уходит Автор и авторское произведение. На смену им приходит товар. Деятели кино все меньше и меньше идут на сознательный художественный риск, опасаясь проиграть на глобальном медиа-рынке. В выигрыше остаются немногие художники-маргиналы, которым терять нечего по причине полной коммерческой невостребованности их творений. Расположившиеся на узком стыке кино, анимации и медиа-пространства, художники абсолютно свободны в своих самых фантастических экспериментах. Именно такие работы и показывают сейчас на фестивале «Transit_06.by».
Этот фестиваль проходит в Минске второй раз, правда, первый был аж в 2001 году. Еще раньше, в 1999-м, в белорусской столице проходил подобный фестиваль «Проекции». С тех времен многое изменилось, прежде всего в финансовом отношении, и оттого «Transit_06.by» — мероприятие более чем скромное и камерное. Его куратор, главный двигатель и один из участников Татьяна Новикова живет сейчас в Санкт-Петербурге — одной из столиц европейского современного искусства, мекке советского постмодернистского андеграунда. Закономерно, что многие фестивальные работы родом из Питера.
Кадр из фильма «Прямохождение»
Так, на «Transit_06.by» состоялась белорусская премьера нового фильма «Прямохождение» классика и основателя питерского некрореализма Евгения Юфита (ударение на второй слог). Сам режиссер в Минск не приехал (хотя его присутствие анонсировалось). Зато нам обещано живое общение с Сергеем Лобаном и Дмитрием Моделем — авторами тихой сенсации прошлого года — фильма «Пыль», главную роль в котором сыграл актер и музыкант Петр Мамонов.
Событием первого дня фестиваля стала презентация аналогичного берлинского мероприятия «Transmediale», которую провел его программный куратор и редактор (так в визитке) Томас Мунц. В часовой программе, посвященной «Transmediale_06», которое, кстати, состоялось меньше месяца назад, были представлены девять очень разных работ из разных стран. Не знаю, насколько эта подборка была представительна, но она позволила понять в каком направлении движется современное медиа-искусство.
Фестиваль только начался (он будет действовать до 30 апреля) и пока можно сказать только одно: современное видеоискусство почти целиком находится на территории эксперимента. В большинстве случаев художники сами еще не знают, куда выведут их пунктиром намеченные пути-дороги. И, вообще, в правильном ли направлении они двигаются? Возможно, «Transit_06.by» поможет ответить на эти вопросы.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...