Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Война миров Война миров

«Война миров»: Спилберг атакует!

Антон Сидоренко, 29 июня 2005 г.

«…радио хрипло на всю площадь сказало, что началась война, и жизнь сразу разделилась на две несоединимые части: на ту, что была минуту назад, до войны, и на ту, что была теперь».

Собственно, сюжет нового блокбастера от создателя Индианы Джонса и других интересных вещей известен был заранее. Один из лучших романов гениального английского писателя, дедушки всей научной и ненаучной фантастики Герберта Уэллса повествует о внезапном прибытии на нашу планету «чужих» с Марса, экипированных двигательными аппаратами-треногами и лазерными пушками. Этими пушками осьминогоподобные твари в рекордные сроки доводят весь человеческий мир до грани краха. Цивилизацию спасает только то, что инопланетные уроды питаются человеческой кровью, вводя ее внутрь своих щупалец при помощи обычных шприцев. Но внутричеловеческая жидкость оказывается смертельной для монстров: вместе с нашей кровью в марсиан попадают и наши вирусы и бактерии, вроде ветрянки и прочих прелестей (не знаю, ветрянка — вирус или бактерия?). Стремительно завоевавшие Землю монстры так же стремительно и подыхают от наших детских болезней. Уэллс со смаком описывает на последних страницах своего романа, как вороны и прочие пернатые радостно разрывают в клочья свисающие с боевых треног щупальца поверженных заразой монстров. В общем, кто еще не читал — айда в библиотеку, удовольствие гарантирую.

Спилберг взял от Уэллса в свой фильм самое главное — мы наблюдаем за войной миров глазами конкретного «простого» человека в скромном исполнении Тома Круза. Именно злоключения рабочего-крановщика(!) по имени Рэй и его детей от разводной супруги, приехавших к нему на выходные по какой-то надобности, и составляют сюжет спилберговской войны миров. От Уэллса Спилберг взял не идею столкновения земной цивилизации с миром принципиально по другому сконструированных «чужих» (по Уэллсу выходило, что цивилизация марсиан был напрочь лишена такого краеугольного изобретения человечества как колесо и прекрасно без него обходилась). Спилберг представил свежую эволюцию фильма-катастрофы, в котором важны не технические подробности и даже не спецэффекты, которые, кстати, в «Войне миров» сравнительно скромные. Главной линией становиться человек и его поведение в критической пограничной ситуации, когда в одну секунду после высадки инопланетян, прежняя, привычная жизнь вдруг идет насмарку.

Дакота Фэннинг и Том Круз в фильме «Война миров»
Дакота Фэннинг и Том Круз в фильме «Война миров»

Наверное, все помнят как несколько недель назад по Беларуси разнесся слух о новой катастрофе в Чернобыле. О чем подумал тогда каждый из вас, поверивший во всю серьезность мнимой угрозы? О предстоящем походе в кино? О новом платье и поездке на шашлыки в субботу вечером? Нет. Могу поспорить, что 99,9% подумало о том, как бы сбежать побыстрее из зоны поражения и не случилось ли чего с их близкими. (Слава богу, что эта тревога оказалась ложной!) В критической ситуации Homo Sapiens сбрасывает с себя тонкий культурный слой и в большинстве своем доверяется одним инстинктам. Так происходит и с отдельным человеком, когда в подворотне на него нападают грабители, и с целыми народами во время войн, катастроф и стихийных бедствий. У Спилберга инстинктами начинает руководствоваться все Человечество. А именно одним, основным инстинктом — Страхом.

Если попытаться измерять «Войну миров» жанровой линейкой, то скорее к фильму подойдет определение «фильм ужасов» или, точнее «фильм УжасА». Ужас — это именно Страх, облаченный в форму крайней неизвестности. Перед Ужасом мы совершено бессильны. Герой Тома Круза и его дети абсолютно беззащитны и бессильны перед надвигающейся опасностью, от которой неизвестно чего ожидать. Избавиться от такой опасности можно единственным способом — убежать. Действующие лица фильма — это беженцы от Катастрофы. А тема — их поведение во время бегства. Убегать можно по-разному. Иногда лучше не поддаваться стадному чувству, а остановиться и прислушаться к себе. Именно пограничные для психики ситуации, моменты сильного стресса, лучше всего проявляют характер человека и его глубинную натуру. Показательна здесь стычка героя Тома Круза с персонажем по имени Огилви в как всегда великолепном исполнении Тима Роббинса. Те, кто в критической ситуации избирают неверную линию поведения, рискуют стать жертвой своих же соплеменников.

Тим Роббинс, Том Круз и Дакота Фэннинг в фильме «Война миров»
Тим Роббинс, Том Круз и Дакота Фэннинг в фильме «Война миров»

Три года назад один из лучших современных режиссеров, работающий во Франции австриец Михаэль Ханеке (его «Пианистку» по роману Эльфриды Елинек уж точно не забудешь), снял «Время волков» — потрясающий по силе воздействия фильм, в котором всемирная катастрофа (так до конца и не понятно, какая), конец цивилизации, демонстрируются не взрывами и разрушениями, а именно поведением людей, из которых 99% становятся внезапно не людьми… Глобальной гибелью человечества пробовал на прочность культурный опыт своего героя Александра и Андрей Тарковский в предсмертном, предапокалиптическом «Жертвоприношении». Но большой Голливуд, при всем обилии фильмов-катастроф про инопланетные нашествия (диапазон тут широкий: от «Дня Независимости» Роланда Эммериха до прямой пародии на уэллсовский роман Тима Бертона «Марс атакует!»), под таким углом смотрит на человека нечасто.

Говорят, Спилберг решил экранизировать «Войну миров» из-за давней истории 1938 года, когда радиоспектакль по мотивам романа вызвал в США самую настоящую панику (многие слушатели приняли пьесу за информационную программу и подумали, что на Землю действительно напали инопланетяне). Еще выбор Спилберга можно обосновать войной Цивилизаций, которая по мнению многих наблюдателей развернулась после 11 сентября (исламские террористы сквозь объектив CNN — чем вам не Чужие?). Но если проследить эволюцию творчества самого успешного на данный момент голливудского режиссера и продюсера, то причина выбора будет иная. Не считая полукомедийного «Терминала», его последние работы «Искусственный интеллект» и «Особое мнение» — довольно мрачные антиутопии, которые не обещают человечеству ничего хорошего в ближайшем будущем. После выхода из зала остается чувство тревоги и волнение, несвойственное для сугубо развлекательного Голливуда. (Вот пишу сейчас, а над соседним домом висит точно такое облако, из которого спустились инопланетяне в фильме). Здесь «Война миров» похожа на самый первый и, на мой взгляд, самый лучший фильм Спилберга «Дуэль» (можно посмотреть в Музее Кино). Обязательный хэппи-энд неминуем, но осадок остается. И суперзвезда Том Круз в роли, которую мог бы сыграть любой актер, также не случаен: поклонники, как правило, отождествляют себя со своим кумиром на экране. Такое впечатление, что Спилберг сигнализирует всем нам: будь готов к тому, что затрубит третий Ангел…

P.S.

Эпиграф к этому Чтиву я выбрал специально из самого начала эпопеи Константина Симонова про Вторую Мировую войну «Живые и мертвые». Действительно, то, что показывает американец Спилберг в «Войне миров», все эти толпы беженцев, неразбериха, растерянные военные, колонна за колонной идущие на верную смерть, удивительно напоминает наш 1941-й год. Так что, причина для Катастрофы может быть любая. И не всегда может найтись случайность вроде смертельных для инопланетян бактерий, которая в очередной раз спасет человечество. Когда-нибудь человечеству придется спасаться самому.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия