Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2

«Гарри Поттер и дары смерти. Часть 2»: Предъявите палочку!

Антон Сидоренко, 13 июля 2011 г.

И вот, великий день настал, и поттеромания, бушевавшая на планете почти десятилетие, достигла своего закономерного апогея.

Не стоит сомневаться, дальше будет только закат и постепенно оседающая пыль на полках с книгами и дисками. Что поделать, таковы законы индустрии развлечений: конвейер не должен останавливаться ни на минуту. На смену Поттеру готовы заступить другие, не менее сказочные персонажи. Недаром авторы кинопоттерианы в желании продлить удовольствие растянули свою эпопею аж на восемь серий. Надо сказать, последняя из них выглядит как типичный сериальный продукт, пускай дорогой и технически безупречный.

Собственно, и весь проект «Джоан Роулинг и К» с точки зрения индустрии иначе как безупречным не назовешь. Успех налицо — и финансовый, и моральный. Заставить молодняк оторваться от клавиатуры и засесть за чтение самых обыкновенных книжек в современных условиях практически невозможно: перед Роулинг, а, прежде всего, перед ее менеджерами и редакторами нужно снять шляпу. «Гарри Поттера» стоит изучать как настоящий феномен масс-культуры, не разделяя на литературную и экранную составляющие. Тем более, что в кинематографическом смысле, за исключением определенных кассовых рекордов, «Поттер» наших представлений об искусстве вовсе не перевернул.

Вся киноэпопея, начиная с первых двух серий за авторством Криса Коламбуса, во всех смыслах шла в кильватере успешной трилогии Питера Джексона по культовой книге Джона Толкиена. «Властелин колец» задал тон всей киноиндустрии на рубеже столетий. Оказалось, что коммерчески успешными могут быть не только экранизации комиксов. И фантазии Роулинг очень вовремя подошли на смену фантазиям английского профессора-хоббитоведа. Голливуд ловко поставил их на поток, снабдив действительно привлекательным ярлыком «Сделано в Британии».

Эмма Уотсон, Руперт Гринт и Дэниел Рэдклифф в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»
Эмма Уотсон, Руперт Гринт и Дэниел Рэдклифф в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»

Хотя, в плане фантазии постановщиков фильмы про мальчика-волшебника в большей степени выражают стереотипы поколения, воспитанного на «Звездных войнах», а не на классических лентах братьев Корда. Недаром, главный отрицательный персонаж поттерианы Волан-де-Морт в кино так сильно напоминает приснопамятного Дарта Вейдера (без шлема, разумеется). А штурм Хогвартса темными силами один к одному аналогичные сцены в уже упомянутой трилогии Джексона — квинтэссенции киноглобализма.

Забавно, что в запутанной семейной истории Гарри Поттера ясно прослеживаются следы аналогичных семейных тайн литературных персонажей Чарльза Диккенса, а разрушенный атакой темных сил Хогвартс явно намекает на Лондон после очередного налета нацистской авиации в разгар «Блица» 1940 года. Добавим сюда растасканных на цитаты учащихся-сомнамбул из «Стены» «Пинк Флойд» в эпизодах управляемого темной силой Хогвартса (тут даже Валерия Тодоровского с его «Стилягами» можно приплести). От серии к серии кинопоттер мрачнел, напитывался готикой и в результате пролился на благодарного зрителя мистическим триллером в духе экранизаций Нила Геймана.

В принципе, претензий к авторам Фильма Последнего минимум, они честно отработали свои гонорары.

Джош Хердман и Том Фелтон в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»
Джош Хердман и Том Фелтон в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»

«Часть вторая» начинается на полуслове как очередная порция незабвенной «Санта-Барбары». До предела повзрослевшие герои (Гарри — Дэниэл Рэдклифф — благородная трехдневная щетина на груди и подбородке) деловито решают свои колдовские вопросы, извергая с экрана кучу специфической лексики, до конца понятной только фанатам, и ловко манипулируя волшебными палочками из ценных и обыкновенных пород дерева. Северус Снегг, он же Снейп, привычно вызывает эмоциональный оргазм у девочек-подростков (был свидетелем). Хелена Бонем-Картер дьявольски хохочет и всеми способами пытается доказать, что только что сбежала из одного из не самых лучших фильмов своего супруга Тима Бертона.

Добро при этом отчего-то торжествует, и от этого становится щекотно в носу и хочется настучать по дыне недоброжелателям Роулинг, которые обвиняют ее в дехристианизации европейской культуры. Последняя, что поделать, имеет место, но не Роулинг же, сидя в уютном эдинбургском кафе «Элефантс» за сдобным шотландским пирогом, ее придумала, в конце концов?..

И, тем не менее, режиссеру последнего кинопоттера Дэвиду Йэтсу и его команде больше четверки на круг не поставишь. В их фильме нет главного — киносказки, а есть пускай качественная, но все же отработка заранее приготовленного и оплаченного номера. Не существуй книги, вряд ли дети и подростки всего мира на протяжении почти десяти лет требовали бы от родителей купить им круглые очки и ковыряли в носу исключительно волшебными палочками. Именно их, судя по всему, не достает многочисленным экранизаторам «Гарри Поттера». На месте сказочников, которые намереваются доверить свои новые басни киношникам, я бы требовал сначала доказать свое волшебное могущество. Ведь если книга Роулинг пробудила фантазию у миллионов детей по всему миру, то фильмы-экранизации явно намекают: детишкам пора вернуться к привычным видеоиграм.

Что же касается героя торжества, то, как говорится, «Гарри Поттер умер!» — «Да здравствует Гарри Поттер!»





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия