Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Шерлок Холмс Шерлок Холмс

«Шерлок Холмс»: ХХІ век начинается

Антон Сидоренко, 3 января 2010 г.

И раньше отшельник с Бейкер-стрит был умным только в книжках, да на экране. В советских анекдотах дать фору Холмсу с Ватсоном по части идиотизма могли только Василий Иванович и Петька.

Новейший Холмс от Гая Ричи и Роберта Дауни, конечно, далеко не полный кретин, но дедукция для него — оружие второстепенное. В новом веке спасают только кулаки и чувство юмора.

Когда гений беллетристики Артур Конан-Дойль познакомил Ватсона, а вместе с ним весь остальной мир с Шерлоком Холмсом, никто и понятия не имел о терроризме, оружии массового поражения и, о ужас, движущихся на экране картинках. Но мир быстро менялся и также быстро учился надевать противогаз во время ипритовой атаки и опускать пятачок в кассу ближайшего кинотеатра. Кино менялось еще быстрее, оставаясь неизменным только в своем стремлении посильнее удивить зрителя. Удивить умным Холмсом может каждый дурак, Холмс-раздолбай по теперешним временам куда интереснее.

Впрочем, моральный облик главного детектива всех времен и народов всегда вызывал сомнение. Завсегдатай живописной лондонской клоаки, кокаинщик Холмс так и просился в герои разухабистого кинокомикса. Что с ним и сделал большой выдумщик Гай Ричи, у которого свои отношения с криминалом на экране. Став в свое время британским Тарантино, Ричи не пошел по авторскому пути. Его «Шерлок Холмс» — зрелище в лучшем смысле голливудское, которое будет смотреть и стар, и млад.

Джуд Лоу и Роберт Дауни мл. в фильме «Шерлок Холмс»
Джуд Лоу и Роберт Дауни мл. в фильме «Шерлок Холмс»

В основном, конечно, млад. Те, кто постарше, первые полчаса привыкают к необычному Холмсу, так сильно непохожего на Холмса Василия Ливанова из телевизионной эпопеи Игоря Масленникова.

Новый Холмс для тех, кто вырос на Бэтмене и Трансформерах, предпочитает комедию драме, а действие —длинным монологам в стиле «Элементарно, Ватсон!» Явно в насмешку над классическим образом умника с трубкой образ Холмса доверен Роберту Дауни-младшему, за которым давно закрепилась слава негодника и очаровательного раздолбая. Харизматик Дауни-младший давно открыт Голливудом (актер особенно хорош в роли Чаплина в одноименном фильме Ричарда Аттенборо), но время настоящего рассвета пришло только с «Железным человеком» и, вот теперь, с Шерлоком Холмсом. Если сойдутся созвездия, Холмс Дауни вполне может стать новым Джеком Воробьем.

Ватсон теперь тоже далеко не зануда-медик. Доктор Джуда Лоу в какие-то моменты даже умнее своего приятеля. Без неприличных намеков, правда, не обошлось. Ричи умело играет на двусмысленной сексуальной репутации Лоу и Дауни-младшего: Холмс пытается кокетливо сорвать женитьбу Ватсона, а сам не торопится упасть в объятия жуликоватого вида Ирэн Адлер (Рэйчел Макадамс).

Роберт Дауни мл. и Рэйчел Макадамс в фильме «Шерлок Холмс»
Роберт Дауни мл. и Рэйчел Макадамс в фильме «Шерлок Холмс»

Главным лондонским злодеем по Конан-Дойлю всегда было принято считать профессора Мориарти. Мориарти нам обещали в следующей серии (в исполнении Брэда Питта, ни больше, ни меньше), а пока за темные силы отвечает некий лорд Блэквуд в инфернальном исполнении Марка Стронга. Всемирный заговор, который плетет Блэквуд, явственно отдает Дэном Брауном. Но все же главное отличие фильма Риччи от того же «Аватара» в абсолютной непредсказуемости порой весьма сказочного сюжета.

«Шерлок Холмс» пропитан духом раннего немого кино, где экшн представлял единственное и самое вкусное блюдо. Весь смак в фильме Риччи в непрерывных погонях и драках, в подвижных как ртуть героях, в явственно ощутимом дыхании огромного мрачного города. Рождественский аттракцион Гая Риччи про сыщика с Бейкер-стрит имеет все шансы стать первым успешным киносериалом второго десятилетия ХХІ столетия. Если оно, конечно, наступит для традиционного Голливуда. Что-то подсказывает, что после «Аватара» он изменится, если не полностью, то навсегда.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия