Александр Дутлов, 18 сентября 2009 г.
Стас (Павел Воля) — перспективный менеджер в компании, производящей наполнители для кошачьих туалетов (всем смеяться), пробиваясь на пост вице-президента, жаждет заключить сделку с бывшим бандюганом Черновым (Виталий Хаев), и в тот же вечер спит с его мадамой. Легализовавшийся рогатый вор в законе узнает об измене, рвет и мечет, и теперь у Стаса есть менее 3-х дней, чтобы спасти собственную жизнь. Дальше можно не смотреть.
Рабочим названием комедии «Невеста любой ценой» было «Пикаперы» — и оно куда более точно давало понять: не ждите от этого фильма ничего хорошего. Сюжет построен нелинейно — начинается совсем как финчеровский «Бойцовский клуб» с пистолета у виска главного героя и последующей ретроспективной попытки разобраться, как же он до этого докатился. Но повествование разваливается на плохо склеенные несмешные анекдоты и мастерклассы по технологии соблазнения. Пытаясь спасти свою тушку от разделывания мафиозной пилой или топором, Стас ищет невесту, натыкаясь то на любительницу садо-мазо, то на трансвестита Агафонкина, попутно преподавая застенчивому программисту Костику (Максим Костромыкин) уроки жизни съема цыпочек и разбивая в пух и прах интриги соперницы в борьбе за кресло вице-президента Мироновой (Любовь Толкалина).
Павел Воля и Наталья Рычкова в фильме «Невеста любой ценой»
Все в этом фильме предельно просто и раскладывается на элементарные частицы: соблазнить учительницу можно, притворяясь близоруким провинциальным педагогом — вот вам техника отзеркаливания, добыть телефончик смазливой официантки легко, спросив у нее про бальные танцы — такой дедукции позавидовал бы сам Шерлок Холмс. Только вот неувязочка — если главный герой столь наблюдателен и проницателен, почему он все время думает не головой, а, простите, головкой, находя приключения на то место, которым метит в заветное начальническое кресло?
Артист популярного жанра Воля всегда пытается вжиться в один и тот же им самим изобретенный образ гламурного подонка. Малиновый кабриолет, узкие джинсики, галстук-жаккард, хитрый прищур и руки-в-брюки — весь из себя такой обаяшка с гнилой душонкой. Но на подобном образе весь фильм вытащить не получится — в единственном якобы искреннем моменте Стас, в стельку накидавшись ядреной самогонкой, орет в камеру: «Я ненастоящий». Вот он — момент истины, гламурный подонок снимает маску, открывает душу на распашку… Но нет, что удивительно, моралите свертывается, как капля крови, и снова нацепив стильный пиджачок, подонок становится самим собой. Горбатого могила исправит.
Максим Костромыкин в фильме «Невеста любой ценой»
Все персонажи «Невесты любой ценой» какие-то пластилиновые, чрезмерно надуманные — очкастый программист Костик, чемпион фирмы по Counter Strike, постоянно бьется лбом о стеклянную дверь и не может заговорить с понравившейся девушкой; лысый бандит Чернов отпиливает руки французским компаньонам и готов на цыпочках бегать за собственной сожительницей; туповатый заикающийся босс Стаса (Александр Самойленко) не видит дальше собственного носа и пропускает мимо ушей все откровенные грубости на свой счет; секретарша Стаса (Ольга Шелест), видя всю его примитивную сущность, помогает тому рожать идеи по спасению утопающих пикаперов. По идее, раз уж «Невеста любой ценой» — номинально комедия, то и образы могут быть гипертрофированными, но что-то сценарист Юрий Патренин явно перемудрил с преувеличением. И не смог вовремя остановиться — в кульминационный момент, когда Стаса вот-вот пристрелят, приходит ожидаемое и предсказуемое спасение. А ведь как было бы здорово, если бы этого зарвавшегося альфа-самца хотя бы кастрировали — и на старуху ведь находится проруха. А вот на молодого да мерзкого — не нашлась. Это же как бы комедия, нужен хеппи-энд. Будет вам хеппи-энд.
Трудно отыскать в этом фильме что-то положительное. Актерская игра? Кто там может играть? Воля? Шелест? Сценарные ходы и перипетии? Операторская работа? Монтаж? Зачем нужен толковый сценарий к клипу, который притворяется фильмом? Хотели бы сделать стильный рваный монтаж — учились бы лучше не у эмтивишных поденщиков, а у Тони Скотта хотя бы. Но зачем учиться? Ведь есть раскрученное имя, на которое потянется зритель, так что бюджет в полтора миллиона как пить дать окупится. Плавали, знаем. При всей скучности и занудности первого «Самого лучшего фильма» тут же последовало его продолжение, хотя ежики зрители плевались и ругали фильм будь здоров. Такова уж особенность новой российской комедии со звездами «Камеди клаб» и КВН — ни разу не смешно, зато окупаемо. И пока зритель будет голосовать рублем за подобный ширпотреб, конца и края этой халтуре не будет.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...