Антон Сидоренко, 16 мая 2008 г.
Слава главного шоумена ХХ столетия до сих пор производит определенный эффект. Фокусы Гудини пока не разгаданы. Непонятно, как этот ловкий американец сбегал из самых непреступных тюрем, выпутывался из самых тугих смирительных рубашек и задерживал дыхание под водой на самый рекордный срок. Впрочем, в новом фильме австралийки Джиллиан Армстронг супермен эпохи джаза выглядит нежным, ранимым и в достаточной степени растерянным человеком.
История, показанная в «Смертельном номере», с самого начала отдает пластмассовым привкусом. В павилионно красивом городе Эдинбурге под острыми шпилями мемориала сэру Вальтеру Скотту живет и промышляет фальшивым спиритизмом авантюристка Мэри (Кэтрин Зэта-Джонс). По ходу дела она обучает премудростям шарлатанства свою дочурку Бенджи. Бенжи исполняет недавнее открытие «Искупления» Джо Райта ирландская девочка-подросток Сирша Ронан, до того похожая на одного знакомого музыкального критика в соответствующем возрасте, что просто диву даешься. Особой симпатии к парочке обманщиц с самого начала не испытываешь. Их розыгрыши весьма жестоки: устраивать «спиритический сеанс» для человека, у которого недавно умерла жена, наверное, и девяносто лет назад было не слишком этично.
Кэтрин Зета-Джонс в фильме «Смертельный номер»
Зете-Джонс в этом фильме вообще не веришь. Когда в Эдинбург на гастроли приезжает сам Гудини (Гай Пирс), он объявляет соревнование медиумов — якобы хочет узнать последние слова своей матери. Эксперимент, как говорят в фильме, проходит в «жестких рамках науки». Картина Джиллиан Армстронг тоже снята по всем правилам кинематографической науки. Правильно выставленный свет, соблюдение всех исторических условностей (вплоть до деталей костюмов), выверенная драматургия. Но наука здесь перевешивает магию искусства. Точнее, этой самой магии в игре актеров почти нет. Зета-Джонс с плоским характером своей Мэри МакГарви выглядит двухмерной моделью на фоне юной Сирши Ронан и обаятельного толстяка Тимоти Сполла, который играет продюсера Гудини. Сам Гай Пирс похож на растерянного подростка, и его печальная история с умершей матерью и ее подвенечным платьем под конец начинает походить на фарс.
Сирша Ронан и Тимоти Сполл в фильме «Смертельный номер»
Самые интересные моменты фильма — как раз фрагменты выступлений Пирса-Гудини. Что удалось в этой роли Пирсу, так это показать человека на вершине зрительского успеха. Его Гудини прекрасно понимает: удержать завоеванную высоту куда труднее, чем забраться на нее. Публика ждет все новых еще более опасных трюков. Если ее любопытство не удовлетворить, о чудо-Гудини быстро забудут. А еще очень опасно разрушить миф о сверхчеловеке, который не боится никаких физических препятствий, в том числе боли и страха. Поэтому когда придурок-боксер захотел на публике проверить на Гудини силу своего удара, тот не мог ему отказать, хотя этот удар оказался роковым.
Главная претензия к фильму: непонятно, какие эмоции пыталась выдавить из зрителя женщина-режиссер. «Смертельный номер» — явно претендует на развлечение, хотя и с некоторым интеллектуальным оттенком (в со-продюсерах «ВВС филмс» все-таки). Любовная мелодрама у Джиллиан Армстронг не получилась — отношения Гудини и Мэри выглядят слишком предсказуемыми и картонными. А до серьезной драмы о трагедии великого иллюзиониста (если такая, конечно, имела место) режиссер явно не докрутила: фильм выглядит красивым, но поверхностным изделием Голливуда, что явно не входило в планы его создателей.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...