Антон Сидоренко, 10 апреля 2008 г.
Самое интересное, что это не обычная комедия для подростков, а абсурдистская сатира про взрослых и, скорее, для взрослых. Причем снятая как в духе «Астерикса и Обеликса», так и в стиле привычных для нас комедий про «высоких блондинов».
Именно на «высокого блондина» Пьера Ришара, хорошо знакомого еще советскому зрителю, похож новая звезда французской комедии Бенуа Пульворде. Этот актер был замечен у нас только два месяца назад после премьеры «Астерикса на Олимпийских играх». Пульворде сыграл там самую яркую роль — нервного и шебутного сына Цезаря Брутуса. И сыграл так хорошо, что его Брутус затмил самих Астерикса с Обеликсом. В «Двух мирах» Пульворде изображает очередного парижского неудачника — реставратора Реми, от которого внезапно уходит жена с двумя детьми. Одновременно мастерскую Реми затапливает вместе со всем добром, и за ним начинают охотиться кредиторы. И в довершение всех несчастий герой Пульворде в буквальном смысле проваливается в иное измерение, где становится вождем какого-то дикого племени.
Бенуа Пульворде в фильме «Два мира»
«Два мира» неизвестного у нас Даниэля Коэна (однофамильца американских братьев) вышли у себя на родине даже раньше, чем третья часть «Астерикса». Конечно, по сравнению с раскрученным кинокомиксом с участием огромного количества знаменитостей фильм Коэна поначалу кажется более скромным. Но уже с первых сцен гораздо более смешным, чем «Астерикс». Реми-Пульворде, конечно, далеко до Ришара в его лучшие годы. Зато кривляния Пульворде выглядят куда более осмысленными, чем у большинства его французских коллег. Реми из «Двух миров» — клоун-неудачник, которому мешает жить его мягкий характер и сопутствующие обстоятельства. И перенос на другую планету (это следует из того факта, что в мире, куда периодически переносится Реми, сразу три солнца) помогает ему свой характер изменить.
Конечно, самая интересная часть фильма — это, конечно, второй, фантастический мир. Дикари, которые его населяют, принимают Реми за своего спасителя от страшного великана и его прислужников. Хочешь — не хочешь, но чтобы сохранить шкуру Реми приходится организовать из дикарей армию и победить врагов. Методы ведения войны он «подсматривает» в трактатах Сун-Цзы, Клаузевица и других полководцев, чьи сочинения ему удается раздобыть в моменты возвращения в родной парижский мир. Разобравшись с бяками, Реми становится повелителем целого народа. Тут-то он отыгрывается за все несчастия, преследовавшие его дома. Реми бесстыдно реализует свои комплексы «маленького человека», сооружая города, набирая гаремы любовниц (все в рамках приличия!) и мудро управляя подданными. А когда попадает обратно в мир, где занимает куда более низкую ступеньку социальной лестницы, по инерции продолжает чувствовать себя цезарем (так что мечта Брутуса все-таки сбылась!).
Бенуа Пульворде в фильме «Два мира»
Главное достоинство этого фильма — легкий налет сюра, который сопровождает все действие. Каким макаром Реми попадал в иное пространство и попадал ли он туда вообще, мы так и не узнаем. Более чем странно выглядит и другой мир. Его обитатели не похожи на инопланетян, больше на придуривающихся в полную силу первобытных людей, т.е. на соплеменников того же Астерикса. Вообще же, как и «Астерикс», «Два мира» напоминает какую-то детскую забаву для взрослых. Для тех, конечно взрослых, кто еще способен поверить, что за кучей проблем и неурядиц может стоять другая жизнь.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...