Антон Сидоренко, 28 января 2008 г.
Он стал куда серьезней относиться к жизни в своих опусах. Его герои перестали страдать от подростковых комплексов. Теперь они любят и убивают как настоящие герои античных трагедий. Да и сам фильм Аллена про двух братьев и зловредного дядю можно считать современным образцом этого древнего жанра.
Не поддавшись, тем не менее, пафосу бессмертных драм Эсхила и Софокла, Вуди Аллен (что отмечают все рецензенты) поддался обаянию Федора Михайловича, еще одного невротика, творчество которого Аллен обожает едва ли не с детства. «Мечта Кассандры» — разговорная драма, где все действие происходит на улицах и в домах Лондона, Брайтона и на небольшой яхте, которая называется так же, как и фильм. Его действующие лица мучаются с такой же степенью интенсивности, что и всем известный персонаж «Преступления и наказания». Только вместо чахоточного студента Раскольникова у Аллена по потемкам собственной души мечутся два брата-красавца в исполнении Колина Фаррела и Эвана Макгрегора.
Колин Фаррелл и Эван Макгрегор в фильме «Мечта Кассандры»
Братьям катастрофически не хватает денег. Причем, жадинами их не назовешь. Просто у одного болезнь профессионального игрока (привет Федору Михайловичу!), а у второго личная жизнь в виде красивой сексапильной актрисы, что, сами понимаете, требует определенных вложений. Достать деньги можно одним только способом — поддаться на уговоры успешного дяди и убить его конкурента. Отсюда и все мучения героев. До убийства — «А стоит ли убивать ради денег?», после — «А стоило убивать вообще?».
Главный талант Аллена заключается не в умении рассмешить публику, а в умении просто и четко рассказать интересную историю, точнее, сделать историю узнаваемой для зрителя. Если описывать его фильмы словами, то большинство кадров выглядит довольно просто: герои сидят за столом и треплются или герои идут по улице и треплются. Обычный для кино экшен Аллен применяет в дозированных порциях исключительно по делу и то зачастую прячет его за кадром. Но от его кино не оторваться. Поэтому Аллена следует признать одним из величайших режиссеров нашего времени. Да и в драматургическом умении писать диалоги ему не откажешь. Но «Золотую пальмовую ветвь ветвей» сразу после Ингмара Бергмана он получил не только поэтому. Как и Бергман Аллен из совершенно простых и обыденных вещей может творить потрясающую киногению в кадре. Он очень доходчив. Каждый узнает в его фильмах себя.
Том Уилкинсон, Эван Макгрегор и Колин Фаррелл в фильме «Мечта Кассандры»
В «Мечте Кассандры» Аллен сделал опять-таки невозможное. Он сделал трагедию легкой и даже приятной для просмотра. В общем, он снял идеальную современную трагедию, которая не заставляет зрителя напрягаться от интеллектуальных или моральных усилий, но которая рассказывает о жизни больше, чем может рассказать о себе сама жизнь. Кинотеатр традиционно считается местом для развлечения. Может ли трагедия развлекать? Скорее, она может доставить тонкое удовольствие любителям хороших, заставляющих переживать историй. И любителям Вуди Аллена, конечно.
Жаль, что сам Аллен так и не появляется в кадре. Хотя для него в фильме была соответствующая возрасту роль. Роль дядюшки-искусителя Аллен мудро доверил Тому Уилкинсону. Правда, тот тоже не похож на патентованного злодея. Но, что самое интересное, если приглядеться, копирует алленовскую пластику. Так что поклонникам Аллена-актера не стоит очень сильно расстраиваться. Аллен-режиссер подобен Никите Михалкову: он явно проигрывает перед каждым актером его роль. Таким образом Вуди Аллен, как не парадоксально, проглядывает в каждом артисте, включая пару Фаррел-Макгрегор. А вот чего искренне жаль, так того, что Скарлетт Йоханссон в «Мечте Кассандры» не появилась. К счастью, она появится в главной роли в его новом фильме «Викки Кристина Барселона» на пару с Пенелопой Крус. Правда, без самого Вуди. Он находился рядом с ней на площадке в качестве режиссера, но в кадре его опять не будет. Так что фильмы Аллена с годами становятся все мрачнее, актрисы в них по-прежнему красивые, а значит, вдохновение у самого знаменитого невротика мира не пропадет.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...