Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Пекло Пекло

«Пекло»: Все там будем

Антон Сидоренко, 7 мая 2007 г.

Новый фильм британца Дэнни Бойла — дивное сочетание научной фантастики, классического триллера и философской драмы, достоин того, чтобы стать культовым. Вопрос в том, найдется ли в наше фэнтезийное время достаточное количество фанатов космических путешествий?

Автору «Трейнспоттинга» и «Пляжа» везения и таланта, похоже, не занимать. И накопленного к пятидесяти годам мастерства тоже. Его завораживающее «Пекло» вываливается из общей массы популярно-развлекательного репертуара наших кинотеатров, хотя ни артхаусом, ни авторским кино его не назовешь. Сюжетом своим фильм больше напоминает приснопамятный «Армагеддон» Майкла Бея. Планете Земля снова грозит опасность. На это раз бяку подкинуло родное светило. Солнце неумолимо гаснет, земляне вынуждены круглый год ходить в шубах, и даже жаркий Сидней напоминает какой-нибудь, прости господи, Анадырь, навсегда оставленный Абрамовичем. Планету можно спасти. Только для этого нужно снова «зажечь» Солнце с помощью специальной гигантской бомбы. Первый корабль с бомбой где-то исчезает. Тогда земляне отправляют второй. На этом сходство с комедийным по сути «Армагеддоном» оканчивается.

Дэнни Бойл в «Пекле» серьезен, как никогда. Он, кстати, вообще, лишних шуток себе никогда не позволял. Все его предыдущие картины поднимают серьезные проблемы. Но в том-то и заключается талант этого режиссера, что о сложном и тяжелом он может разговаривать с публикой легко и весьма увлекательно.

Трой Гэрити и Крис Эванс в фильме «Пекло»
Трой Гэрити и Крис Эванс в фильме «Пекло»

В «Пекле», естественно, зашифрована не проблема потухающего светила. На фоне иных земных проблем такой вариант конца света выглядит почти анекдотичным. Как и множество других фильмов и книг про космос, «Пекло» — фильм о человеке, пускай и находящимся за много миллионов километров от своей колыбели. О том, что психика человека слаба и беззащитна перед мощью Вселенной. В качестве олицетворения этой мощи в «Пекле» выступает само Солнце, которое полностью подчиняет себе экипажи обоих кораблей. Но прежде, чем это произойдет, нас ожидает удивительная визуальная симфония, виртуозно сочиненная Бойлом и исполненная при помощи самых современных кинотехнологий. Которые, кстати, нигде не выпячиваются, и целиком нарисованный на компьютере гигантский корабль «Икар-2» ничуть не хуже картонного макета корабля из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. А бушующее протуберанцами компьютерное Солнце где-то напоминает живой океан Солярис, который Тарковский заснял в тазу воды, покрытой тонкой пленкой ацетона.

Бойл, кстати, и не отрицает, что ориентировался в первую очередь именно на эти два шедевра авторского кино (плюс «Чужого»). Что касается параллелей, то «Пекло» по духу вообще близко эпохе первых космических шагов человечества. Многие детали и сюжетные повороты напрямую отсылают к классике научной фантастики. Так, ход с пропавшим, а потом нашедшимся кораблем-дублером, который обязательно надо посетить для успешного продолжения экспедиции, словно взять из культового романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Комнату релаксации с земными пейзажами использовал еще Станислав Лэм в «Магеллановом облаке». А музыка Джона Мерфи где-то близка гениальному саундтреку Алексея Рыбникова к блокбастеру советской студии имени Горького «Через тернии к звездам».

Киллиан Мерфи в фильме «Пекло»
Киллиан Мерфи в фильме «Пекло»

Но парадокс «Пекла» заключается в том, что при множестве отсылок, почти цитат из старого кино, а также огромном количестве логических ошибок (самая очевидная из которых — как и у Джорджа Лукаса, у Дэнни Бойла в вакууме можно слышать звуки) фильм смотрится если не как откровение, то оставляет большое впечатление в любом случае. Просто Бойлу удалось скомбинировать все старые фишки по-новому. Плюс изобрести очень красивую, замысловатую картинку. На ее фоне, правда, почти теряются люди. И из всех персонажей фильма с первого раза успеваешь запомнить только уже хорошо известного Киллиана Мерфи.

Эта лента еще интересна и тем, что очень трудно определить ее жанр. Это далеко не то голливудское кино, которое всегда стремиться к однозначным выводам и простым финалам. В руках Бойла и его постоянного соавтора Алекса Гарланда полет к Солнцу обрел мистический и даже религиозный оттенок. А конец «Пекла» и вовсе попахивает малым апокалипсисом. Экипаж «Икара-2» самоотверженно идет на жертву, что для среднего западного зрителя равнозначно перевороту в сознании. И эта жертва у Бойла вовсе не выглядит трагичной, наоборот, выглядит торжественным жертвоприношением.

Впрочем, как говаривал один историк: «Вечное спасение от печалей мира лучше всего обеспечивала мученическая смерть». И будет обеспечивать, добавим мы от себя, просматривая фильм Дэнни Бойла.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия