Смотреть этот фильм было грустно. Во-первых, потому, что Дыховичный умер (пусть земля ему будет пухом) и я сумел посмотреть картину только после его смерти. Во-вторых, потому, что Дыховичный умер, а фильм мне все равно не понравился. Нехорошо выходит: режиссер умер, а я его фильм буду ругать. Может, написать неправду - что фильм хороший? Одобрил бы это сам режиссер или нет?
Наверное, правильнее все-таки написать честно. Этот фильм состоит из множества виньеток, которые более-менее складываются в одно символическое целое. Но в логическое целое они не складываются. Картина вообще представляет собой сплошной анахронизм: герои говорят и ведут себя так, как в сталинские годы люди вообще себя не вели и уж точно не говорили (ментальность и разговорная речь были другие). Язык героев - это язык сценариста и режиссера, но не их собственный. Может, этот анахронизм был сознательный, а не случайный, но картина от этого не стала лучше. Зачем вообще было переносить действие в сталинские годы, если о них ничего не напоминает, кроме вступительных кадров с портретами вождя, маршами, песнями про советскую родину и т.д. (по которым до скукоты безошибочно угадывается дальнейшее саркастическое направление картины). Стилистика становится ясной в течение первых 10-15 минут, так что, если начало не понравилось, смотреть дальше не стоит - никаких сюрпризов фильм не преподносит, так что, вы зря потеряете время. Я досмотрел только потому, чтобы знакомые не говорили: чего критикуешь, если не видел?
В фильме все время играет дурацкая музыка, все герои - алкоголики и шлюхи (ужасно интересно), диалоги и ситуации надуманны и по-человечески интересна только одна линия - история носильщика Гоши, которая, что логично для такой картины, очень быстро кончается.
Зрители поглупее, но с культурными претензиями, будут думать, что фильм клеймит сталинский режим. Зрители поумнее будут доискиваться более глубокого смысла. Самые же умные скажут, что фильм просто неудачный, и будут правы.
Шестерку ставлю только за талант режиссера, который все же заметен в некоторых сценах.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...