Антон Сидоренко, 17 ноября 2005 г.
В нашей жизни всегда так — то густо, то пусто. Почти полгода нас кормили остатками типично голливудских блюд со стола московского кинопроката. И, вдруг, приходиться не просто выбирать, а даже совмещать. Для неизбалованного минского зрителя задача почти невыполнимая.
Не успела пройти великолепная неделя нового немецкого кино («Академия смерти» Денниса Ганзеля была несомненным ее украшением), как на смену в той же «Победе» спешит кино турецкое, растянутое волей организаторов аж на три недели показов. В субботу открывается единственный в Беларуси международный кинофестиваль «Лiстапад», в программе которого есть довольно любопытные фильмы. А тут и очередной «Киноформат» подоспел и, как назло (или к счастью), ни один его фильм пропускать не стоит. Ну, новые фильмы Франсуа Озона и Ким Кидука, само собой, посмотреть надо обязательно. Настоящие событие всего киносезона — «Скрытое» Михаэля Ханеке. Просто замечательно, что фильм остается у нас еще на неделю, пускай и загруженную другим фестивальным кино.
Но сегодня я хочу рассказать о «темной лошадке» ноябрьского «Формата», на которую из-за соседства с громкими именами Ханеке, Озона и Кидука многие могут просто не обратить внимание. А зря. Минчанам представляется редкая возможность увидеть на большом экране новый фильм Тодда Солондза — главного героя альтернативного американского кино последних лет.
Эллен Баркин и Дженнифер Джейсон Ли в фильме «Перевертыши»
«Перевертыши» (они же «Палиндромы«) — удивительный фильм, открывающий нам другую Америку. Возможно, для привычных потребителей Голливуда традиционного, привыкших искать смысл жизни в мускулах очередного супергероя, просмотр «Перевертышей» будет настоящим шоком. Ведь на экранах мы увидим США глазами не Стивена Спилберга, а, скорее, Майкла Мура. Только Мура во сто крат более интеллектуального, желчного и беспощадно-скептичного к своим жертвам — жителям одноэтажной Америки.
По Солондзу, Штаты заселяют чрезвычайно лживые и лицемерные взрослые и их жирные, дезориентированные в жизненном пространстве отпрыски, пресыщенные благами североамериканской цивилизации с самого рождения. Секс для них, измученных бесконтрольным просмотром порно, — всего лишь очередное времяпрепровождение, почти данность, не несущая почти никакого дополнительного смысла. А для главной героини Авивы — это лишь ступенька к желаемому материнству (в 12-то лет!). История выглядит серьезным бредом, поэтому к ней следует относиться чрезвычайно несерьезно. «Перевертыши» — одна из самых черных комедий, которые только мне приходилось видеть. Солондз всласть издевается над проблемой ранних абортов, педофилией, христианами-фанатиками… Он в крайне невыгодном свете выставляет Америку придорожных мотелей и тихих дорогих сабарбий, где, по Солондзу, постоянный поиск обвиняемого в сексуальном домогательстве уже давно стал образом мышления.
Александр Брикел и Шэрон Уилкинс в фильме «Перевертыши»
Авива (имя-палиндром, как и многое в этом фильме, читается и задом наперед) — современное воплощение набоковской Лолиты. Ее совращают и она совращает, только совершенно чудовищным по обыденности образом. Обыденность разбивается образом самой героини, крайне необычным для современно кино. Авиву играет сразу несколько актрис разного возраста, цвета кожи и габаритов. Испытываешь серьезный шок, когда рыхлую девочку-подростка сменяет слоноподобная негритянка, а ее в свою очередь — сорокалетняя кинозвезда Дженнифер Джейсон Ли. Что этим хотел сказать режиссер, доведший до абсурда прием Луиса Бунюэля из «Этого смутного объекта желания»? Желал ли он показать типичность ситуации или воплотить в Авиве образ самой Америки, сначала необдуманно отдавшейся не тому кандидату, а потом оставшейся бесплотной от неудачного аборта? Сам режиссер утверждает, что просто не хотел, чтобы зритель эмоционально привязался к конкретной актрисе. Но, кажется, он лукавит. Уж слишком символична последняя фраза Авивы — дающий надежду на хэппи-энд финал.
Удачного вам просмотра и не забывайте, что это всего лишь кино!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...