Антон Сидоренко, 4 апреля 2005 г.
Сколько лет существует кино, столько и будут снимать фильмы про сложные отношения между двумя полами. И надо отметить, что в последние десятилетия эти отношения сильно усложнились. Вы, конечно, понимаете: эмансипация, технический прогресс, изменение социальной роли женщины, брачный контракт и зубастые акулы-адвокаты... В итоге разборки между полами стали похожи на игру в русскую рулетку с однозначно предсказуемым итогом. Полтора года назад братья Коэны все незавидное положение желающих спариваться довольно остроумно обозначили в «Невыносимой жестокости», незаслуженно, на мой взгляд, прокинутой прессой. Но есть, оказывается, еще смельчаки, которые верят в любовь до гроба (или, по крайней мере, до визита к брачному юристу). Для таких предназначаются лирические комедии вроде сегодняшних «Правил съема».
В очередной раз российские прокатчики побежали впереди паровоза и прибавили в названии к нейтральному «Хитчу» приставку про этот самый «съем». Но вопреки циничному названию перед зрителем предстает довольно целомудренное и рассчитанное на самые широкую, не ограниченную «звездочками», аудиторию зрелище.
Уилл Смит и Ева Мендес в фильме «Правила съема: метод Хитча»
После ряда озабоченных набором простых движений «пирогов» в широкий прокат стали выходить и комедии с возрастными актерами, вроде «Любовь по правилам и без» с Джеком Николсоном и Дайан Китон. «Хитч» — зрелище из того же супового набора. С одной стороны, такие фильмы привлекают и публику постарше, с другой — в искренность чувств героев «за тридцать» веришь сильнее: в отличие от тинэйджеров, они уже понимают глубину возможных последствий, поэтому дорожат своими отношениями больше, что хорошо заметно на экране.
Режиссер Теннант («Стильная штучка») звезд с неба не хватает. В его комедии есть необоснованные, заполненные пустоватым трепом, длинноты. Зал оживляется только ко второй половине картины, после пары-тройки гэгов в исполнении Уилла Смита. Герой последнего во вполне пристойном актерском воплощении, тем не менее, — самое слабое место всего фильма из-за своего характера, написанного в ненавидимой мною манере махрового голливудского соцреализма. Романтический сводник Хитч — чистый ангел, его интересуют только высокие чувства. Он обслуживает клиентов исключительно влюбленных (без всякой похоти!) в исключительно одиноких женщин (пар мы не разбиваем!). При этом как-то выпадает из вида, что клиенты Хитча — одни мужчины, а это придает всей деятельности главного героя неуловимый, но явственно ощутимый запах сводничества. Неубедительна и легенда возлюбленной Хитча в исполнении довольно привлекательной Эвы Мендес. (Заметьте, опять-таки персонаж «за тридцать». Возрастные рамки современной аудитории явно раздвигаются, на что и рассчитывают продюсеры.) Для светской репортерши желтого издания (о, сколько я встречал на своем веку представительниц этой специализации!) у нее напрочь отсутствует главная, придающая правдоподобие, черта — всепобеждающая стервозность.
Амбер Валлетта и Кевин Джеймс в фильме «Правила съема: метод Хитча»
Фильм был бы безнадежно скучен, если бы не заводной толстячок-бухгалтер в роли самого трудного клиента Хитча. Его вызывающие умиление попытки понравиться своей пассии — самое веселое в «Правилах съема». Ближе к последней трети фильма окончательно понимаешь, что главный герой именно персонаж пухлого очкарика Кевина Джеймса, так как переживаешь именно за него, а не за довольного жизнью, обеспеченного консультанта Хитча — яркого представителя постиндустриального типа экономики. Любовь закомплексованного бухгалтера — или пан, или пропал, а по разыгрывающим давно испытанную комбинацию Хитчу и его репортерше не видно, что их чувства сколь-нибудь серьезные. Поэтому вымученное воссоединение Хитча и репортерши воспринимается как данность, а вот свадьба скромного бухгалтера и богатой наследницы действительно радует. Можно только поблагодарить режиссера, что он завершил свой фильм именно на последнем событии.
Когда «Методы съема: правила Хитча» оканчиваются, в итоге оказывается, что ничего нового на вечную тему так и не было сказано: веселенький фильм, легкое развлечение на два часа, не более того. Куда как интереснее смотрится «Любимец женщин» Дилана Кидда, который минчане могли увидеть в прошлом году на одном из «Киноформатов». Гораздо более интеллектуальный, фильм Кидда рассказывает примерно о том же, что и «Правила съема», только с гораздо более интересными выводами. Посмотрите на видео, если найдете и если отношения между мужчиной и женщиной вас еще волнуют :)
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...