Антон Сидоренко, 31 августа 2015 г.
«Агенты А.Н.К.Л.» — фильм пустоватый, бессмысленный и красивый как тающая на глазах пена морская. Однако рука мастера, который всегда умудрялся быть любимцем интеллектуалов, выделяет эту картину от стандартного продукта с голливудского конвейера. На протяжении почти двух часов внимание зрителей удерживает мастерство постановщика. Ричи снял свое фирменное ироничное и энергонасыщенное.
Как фильмы про Джеймса Бонда почти сразу же стали отдельным жанром, так и «Агенты А.Н.К.Л.» претендуют на что-то большее, чем просто однократный успех. Но «Агенты» задуманы и сняты еще в той, предвоенной, действительности, в которой противостояние между Западом и Востоком казалось лишь давним воспоминанием и поводом для легкой шутки. В общем, тем занудам, которые предпочитают везде видеть скрытый смысл, новый фильм Гая Ричи, созданный по мотивам неизвестного у нас сериала пятидесятилетней давности, противопоказан.
Генри Кэвилл и Арми Хаммер в фильме «Агенты А.Н.К.Л.»
Подходить к нему с мерками шпионской истории и в самом деле бессмысленно. Эта летняя комедия о дружбе и сотрудничестве агентов КГБ и ЦРУ в разгар Холодной войны проходит по разряду Life Style. И к жанру шпионского триллера-детектива отношения не имеет практически никакого. А имеет отношение к морю, солнцу, красивым шмоткам, авто и девушкам. Похождения спецагентов Соло, Куракина и примкнувшего к ним Вейверли разворачиваются не на страницах учебника истории, а на разворотах глянцевого журнала.
Действие картины как-то очень быстро перемещается из вечно разделенного Стеной киноБерлина (любимого города всех профессионалов шпионского жанра) в самую красивую страну мира. Италия от Ричи — мечта любого персонажа его ранних картин с туманных и холодных Британских островов. Как и в жизни, Италия Ричи переполнена морем, солнцем и красивыми женщинами. Правда, кино Гая Ричи априори мужское. И «Девушка А.Н.К.Л.» Алисия Викандер лишь оттеняет собой главных действующих лиц. Наполеона Соло, в исполнении Генри Кавилла, весьма смахивающего на российскую сериальную звезду Сергея Астахова. И Илью Куракина — однотипного Джуду Лоу Арми Хаммера. Забавно, что Хаммер по рождению связан с миром большой политики ХХ века — его дедушка, американский миллиардер Арманд Хаммер, ходил в любимцах самого Ленина и в обмен на разные услуги для «молодого советского государства» задешево вывозил живопись из Эрмитажа.
Алисия Викандер в фильме «Агенты А.Н.К.Л.»
Кавилл и Хаммер, а также элегантно постаревший Хью Грант в роли (разумеется!) шефа британской разведки, демонстрируют чуть ли не весь каталог дольче виты, едва успевая вершить свои шпионские дела. В срежиссированном Ричи глянце эти неплохие актеры исполняют роль подиумных моделей в винтажных одеяниях. По сути, и сам фильм Ричи — яркий и выдержанный в едином стиле шестидесятых глянец, который перелистывают на экране под весьма приятную музыку. И художники-постановщики с дизайнерами костюмов — полноценные его соавторы.
Ричи с видимым удовольствием купается в этой гиперстильной среде, обустраивая ее по своему вкусу. С большего, «Агенты А.Н.К.Л.» — кино эмоций и ощущений, но для пущего эффекта Ричи нашпиговал фильм аллюзиями на киностиль соответствующие эпохи. Причем не только голливудский, а именно европейский. Ричи с явным наслаждением использует не столько прямые цитаты, сколько ощущение времен первых бондов и фантомасов. В «Агентах» есть цитата из «Лолиты», то ли кубриковской, то ли лайновской. Прямая отсылка (едва ли не пародия) на уайлеровский «Как украсть миллион» (хотя что Лолита, что Хепберн из Викандер никакая). Намеки чуть ли не на муссолиниевское «кино белых телефонов». И прочая, и прочая, и прочая.
Дитя клиповых девяностых, Гай Ричи давно привел свои часы в соответствие со временем. Теперь он стремится понравиться не своему зрителю, а зрителю вообще. Но в «Агентах А.Н.К.Л.» есть и драйв, и фирменный абсурдистский английский юмор. И по-хорошему злая агрессия, которой не было в фильмах про Шерлока Холмса, например. Как и ожидается, Ричи демонстрирует идеально выстроенный экшен — драки, погони, etc. в «Агентах А.Н.К.Л.» выглядят не просто хорошо, а близко к идеалу. В общем, режиссер берет умением, в котором ему не откажешь. Другое дело, если «Агенты А.Н.К.Л.» все же превратятся в полноценную франшизу, представить на месте постановщика кого-то еще будет не слишком тяжело. В данном случае заменимые еще как бывают.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...