Антон Сидоренко, 23 августа 2015 г.
От неудачников принято стыдливо отводить глаза и, по возможности, их не обсуждать — не то можно и на себя накликать. Зато про униженных и оскорбленных любят снимать т.н. «независимые». Но, что удивительно, именно Голливуд с его жанровым подходом оказывается порой куда ближе к истине, чем самые левые из университетских интеллектуалов, озабоченных социальным равенством.
«Подарок» Джоэла Эджертона в этом смысле фильм весьма примечательный. Во-первых, он актуальный, рассказывает о изнанке жизненного успеха в постиндустриальном обществе. Во-вторых, и что не менее важно, снят в лучших традициях голливудского триллера. И при этом, вполне себе современный, со зрителем не заигрывает и не требует включаться в какую-либо игру. Никакой условностью, обычной для жанрового кино, в «Подарке» не пахнет, все более чем правдоподобно.
Австралийский актер Джоэл Эджертон оказался к тому же отличным режиссером. Он без малого два часа удерживает внимание зрителя, обходясь без массовых сцен, компьютерной графики и спецэффектов, что по теперешним временам встретишь не так-то и часто. Достоинство «Подарка» и в том, что триллер Эджертона — умный, без мистической хрени и обязательных в последнее время натяжек и так и не проясненных, в итоге, авторами эпизодов.
Джейсон Бэйтман в фильме «Подарок»
Кино у Эджертона получилось камерное, все действие в котором разворачивается в основном в нескольких комнатах одного калифорнийского особняка. Но на таком, казалось бы, ограниченном пространстве разворачиваются нешуточные страсти, достойные признанных мастеров жанра саспенса. Сам Эджертон, Ребекка Холл и Джейсон Бейтман разыгрывают на троих очень глубокую и эмоциональную драму о жизненном успехе/неуспехе, который, как оказалось, всегда относителен. Декорации — более чем комфортабельный на первый взгляд постиндустриальный мир, в котором успех отгораживает людей друг от друга, может быть, не менее сильно, чем в прежние времена разделяли сословные различия.
А различия между героями изначально самые минимальные. Но постепенно каждый из персонажей начинает проявлять свой характер, многослойный и неоднозначный, чтобы с каждым новым эпизодом полностью изменить представление о себе в глазах зрителя. В этом смысле актерская игра в «Подарке» заслуживает исключительных похвал. Джоэл Эджертон совершенно инфернален в образе внезапно проявившегося школьного приятеля переехавшей в Калифорнию преуспевающей в жизни пары. Джейсон Бейтман исполнил едва ли не лучшую роль в своей актерской биографии, сыграв представителя современного среднего класса, готового пойти на все, чтобы в этом классе остаться. А Ребекка Холл показала себя более чем серьезной актрисой, доказав, что не только красива особой, оригинальной красотой, но еще и очень глубока в своих актерских возможностях. И при всем при этом, герои «Подарка» вышли вполне обыкновенными людьми, которых можно встретить уже не только в какой-нибудь Bay Area, но и на улицах и торговых комплексах Минска, к примеру.
Эджертон в «Подарке» выступает тем самым автором, которого усиленно искали в свое время прославившиеся впоследствии журналисты знаменитого «Кайе дю Синема». Выражаясь шершавым языком киноведческого текста, австралиец сумел максимально высказаться на интересующую его тему, используя традиционную жанровую структуру.
Джоэл Эджертон и Ребекка Холл в фильме «Подарок»
Сценарист-Эджертон придумал историю, в которой сошлись личное и глобальное. «Подарок» рассказывает о времени, в котором мы все живем, не меньше, а то и больше, чем многотомные работы университетских исследователей. За личным противостоянием героев Эджертона и Бейтмана скрывается всеобщая проблема глобального разделения людей на счастливых обладателей высокооплачиваемых должностей в продвинутых высокотехнологичных компаниях и всех остальных, которым остается лишь радоваться за успех однокашников и соседей. Если рассматривать триллер как способ изжить свои собственные страхи, то «Подарок» хорошая терапия для тех зрителей, которые боятся потерять свое теплое место и присоединиться к армии посетителей полулегальных калифорнийских «аптек» с дешевой травкой для лузеров.
При этом в «Подарке» соблюдены многие общие для голливудского кино места. Неуспех героя Эджертона объясняется подростковой психологической травмой, что для до сих пор помешанной на фрейдизме Америки должно служить вполне достаточным оправданием лузерства. А обязательный и очень качественно исполненный в данном случае саспенс умело нагнетается с помощью талантливой музыки Бенси и Юрриаанса. Весьма удачной следует признать и работу оператора Эдуарда Грау. Ему удалось создать напряжение в кадре во вполне обычных и вроде бы ничем не выдающих будущую драму интерьерах.
Обидно, что в минских кинотеатрах «Подарок» шел на ограниченном количестве сеансов и совсем непродолжительное время. Нет сомнений, что тех, кто захочет посмотреть его дома, будет немало, и они не прогадают.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...