Антон Сидоренко, 18 августа 2015 г.
«Иррациональный человек» — из серии тех творческих удач Аллена, которые пришли к нему со вторым дыханием в середине двухтысячных. Известное выражение гласит, что каждый художник (писатель, режиссер) всю жизнь пишет одну и ту же картину. Другое дело, что настоящий художник каждый раз делает это по-разному. Вуди Аллен, несомненно, настоящий художник — абсолютно все в новом фильм будет узнаваемо для его преданных поклонников. Но без этого кусочка громадный паззл под названием «Вуди Аллен» будет явно неполным.
Вуди — один из немногих регулярно попадающих в наш широкий прокат авторов, которые так и не сдались штампованному, индустриальному подходу в кино. Главное достоинство Аллена-режиссера — стиль, простой, легкий и ни с чем несравнимый. И при этом разговорный — в кино не так много авторов, которые строят свои фильмы практически полностью на диалогах и добиваются при этом феноменального успеха. Ведь, согласитесь, кино создано, в первую очередь, для глаз, а не для ушей.
Хоакин Феникс и Эмма Стоун в фильме «Иррациональный человек»
Но следить за лицами Хоакина Феникса, Эммы Стоун и их партнеров по «Иррациональному человеку» ничуть не менее интересно, чем слушать их персонажей. Подзабытый слегка широкой публикой, Хоакин Феникс идеально вписался в роль поддающего преподавателя философии, беременного кризисом среднего возраста в явственно выдающемся сорокалетнем брюшке. Вуди не жалеет красок для описания своего очередного альтер эго, и герой у Феникса получился очень колоритный, но без перебора. Как и героиня Эммы Стоун, которая половину фильма ходит в кадре в каких-то дорогостоящих вышиванках.
Явившийся в кино из специфического жанра клубного стендапа, Вуди феноменальный умелец по части вкладывать в уста актеров куда больше смысла, чем содержится в тексте роли. Никаких крупных планов — у зрителя с актерами Аллена и так минимальная дистанция и стопроцентный эффект понимания. Может быть поэтому на «Иррациональном человеке» очень быстро забываешь, что смотришь кино с голливудскими звездами и начинаешь следить исключительно за событиями на экране. А это и есть верный признак удавшегося кино.
Сюжет «Иррационального человека» во многом пересекается с прежними историями криминально-достоевского типа, которыми Аллен любит заниматься последние десять лет после блестящего «Матч-пойнта». Вуди как всегда иронизирует над той средой, которую принято называть интеллектуальной, и в занятии этом приблизился к совершенству. Благополучный университетский мирок «Иррационального человека» (где-то в Род-Айленде) едва ли не полностью поместился в кадр стараниями замечательного оператора Дариуса Хонджи (Аллен с ним работал уже на нескольких картинах). В этом мирке действуют на редкость узнаваемые типажи. Причем, не только для университетской американской среды, но и для минских галерей и кофеен с т.н. «продвинутой» публикой. Аллен, этакий американский Ингмар Бергман, только веселый, как раз дает повод не только посмеяться, но и узнать поближе самих себя, мучающихся, сомневающихся, бесконечно рефлексирующих по самому ничтожному поводу. И мнящих себя вполне серьезными, рационально мыслящими существами.
Паркер Поузи и Эмма Стоун в фильме «Иррациональный человек»
Вуди никогда не грешит избыточным сарказмом или снобизмом, в итоге его кино рассказывает об очень серьезных и даже неприятных вещах как о легких житейских пустяках. И там где классические авторы, которые постоянно вертятся на языке персонажей «Иррационального человека», оставляют своего читателя в неизбывной печали и депрессии, Вуди разрешает все главные философские вопросы легко и изящно. В конце концов, как говорит один из героев «Иррационального человека»: «философия — это словесная мастурбация».
У «Иррационального человека» есть только один существенный недостаток — в нем нет самого Вуди. Пожалуй, это самое большое разочарование для тех, кто годами пристально следит за карьерой этого удивительного автора. Тем не менее, личность Вуди Аллена, разуму и чувствам которого никак не дашь 79-лет, незримо присутствует в каждом кадре. И именно ей должны быть благодарны все рефлексирующие зрители, которые совсем заскучали после «конца Голливуда».
P.S. При написание этого текста ни разу не использовано слово «экзистенциальный». Зато его много и часто употребляют персонажи фильма.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...