Антон Сидоренко, 21 июля 2015 г.
Говорят, пик популярности комиксов про супергероев пришелся на годы Великой Депрессии. Примечательно, что Великая Рецессия новых героев не породила. Но заставила уже другой, глобальный Голливуд усиленными темпами разрабатывать прежние запасы суперменов. «Человек-муравей» впервые выдан на-гора в тот самый момент, когда остальные супергерои получают вторую-третью реинкарнацию.
Начинал заниматься «Человеком-муравьем» не кто иной, как Эдгар Райт — автор самых удачных британских комедий последних лет. В процессе подготовки к съемкам ему пришлось покинуть свою мечту — американская сказка словно отторгала британского комедиографа. Хотя Райт более чем интересуется комиксом как явлением. Но концепция кинокомикса от автора «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» показалась слишком новаторской и самоироничной голливудским продюсерам. Что, при почти религиозном отношении американцев к своему любимому голливудскому жанру, совсем не удивительно. Ведь любой знаменитый комикс — это сказка, чей строгий формат впитан в кровь с первым гамбургером и стаканом колы. И любые отступления от канона совсем не приветствуются.
Собственно, успех голливудской индустрии построен именно на эффекте узнавания. Зритель в массе своей чрезвычайно консервативен и желает увидеть именно то, к чему привыкал долгие годы. Индустрия комиксов и ее двоюродный брат Голливуд выросли именно на продаже готовых эмоций. Но если в золотые и серебряные времена Голливуда и Америки эмоции были сильные и будоражащие, то многие сцены современных экранизаций классических комиксов выглядят как позавчерашние консервы.
Пол Радд в фильме «Человек-муравей»
Можно только гадать, каким бы получился «Человек-муравей» у Эдгара Райта. У Пейтона Рида он получился куда более традиционным и предсказуемым, чем хотелось бы верным поклонникам Райта, но гораздо лучше ожиданий скептиков. Рид показал свой режиссерский класс. Его «Человек-муравей» совсем не позорный и вполне смотрибельный при своем немаленьком хронометраже в два с лишним часа.
Примечательно, что как режиссер Пейтон Рид больше всего известен по комедиям «Всегда говори «Да!» и «К черту любовь!». Не удивительно, что он использовал в нем максимум своего комедийного таланта. Лежит на «Человеке-муравье» и тень концепции Эдгара Райта, который все-таки участвовал в разработке сценария картины.
Для обычного кинокомикса, который хочет понравиться всем, а поэтому ориентируется на самого среднего во всех смыслах зрителя, в «Человеке-муравье» куда больше самоиронии, чем обычно в фильмах про летающих пупсов в разноцветных костюмах. Начало фильма, далекое от обычных стандартов, и вовсе обнадеживает, но стиснутые рамками жанра авторы очень быстро выруливают на традиционные схемы и клише. Фактически, фильм состоит из двух различных частей. В догероической жизни Скотта Лэнга много юмора и даже мелькает какая-то тень сатиры. Но как только герой одевает свой спецкостюм, фильм становится клонированным образцом других кинокомиксов.
Майкл Дуглас и Кори Столл в фильме «Человек-муравей»
В отличие от практически лишенных чувства юмора персонажей многих других кинокомиксов, герой Пола Радда существо живое, подверженное рефлексии и, насколько позволено герою фильма-аттракциона, похожее на обычного человека. А у героя «Человека-муравья» в исполнении Скотта Лэнга еще и недостаток — патологическое чувство справедливости. Такому либо в тюрьму, либо в супергерои.
Не обладая яркой внешностью Роберта Дауни-младшего или смазливой мордочкой Тоби Магуайра, Пол Радд вполне успешно справляется с ролью среднего американца, пресловутого WASP, дела у которого совсем не клеятся, с работой не очень, и жена решила уйти к другому. А вот старина Майкл Дуглас в роли профессора Хэнка Пима выглядит слишком плоским и однозначным, равно как и суперзлодей Кори Столла с внешностью исполнителя русского шансона.
В целом, при завидных усилиях постановщика Пейтона Рида, чтобы стать событием в мире кино, «Человеку-муравью» не хватает еще одного измерения. Возможно, именно того, которое напрочь исчезает при переносе бумажных комиксов на киноэкран. Но, кажется, последнее из числа египетских пирамид.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...