Антон Сидоренко, 8 июля 2015 г.
Даже недавний триумф Абделатифа Кешиша выглядит сенсационным исключением из правила — мировую киномоду теперь, к сожалению, определяют не в Париже. Что неудивительно: литературоцентричная французская традиция плохо переносит царящую в мире кино глобализацию.
На этом фоне «Дневник горничной» Бенуа Жако выглядит приятным исключением. Хотя многие его плюсы существуют явно не благодаря, а вопреки. Поставленный как раз по известному роману конца ХІХ столетия, фильм, на удивление, отлично примиряет классическую литературу и современное остросоциальное кино. А прославившаяся на весь мир ролью у вышеупомянутого Кешиша Леа Сейду ролью той самой горничной у Бенуа Жако подтвердила, что ее звездный статус совсем не случаен.
Бенуа Жако очень много снимал для малого экрана, и, несмотря на определенный опыт работы с известнейшими актерами, которые как раз и составляют былую славу французского экрана, особых лавров не снискал. Однако, прямолинейный стиль этого постановщика для романной основы «Дневника горничной» пришелся как нельзя кстати. Разговорный, без особых изысков, но с невероятным вниманием к деталям и мелочам «Дневник горничной» даже в эпоху спецэффектов выглядит вполне интересным не только для любителя фестивальных опусов.
Леа Сейду в фильме «Дневник горничной»
Бенуа Жако не собирался тягаться с автором первоисточника Густавом Мирбо, тем более, предыдущими, великими, экранизаторами, Жаном Ренуаром и Луисом Бунюэлем. Но то, что получилось у Жако, ничуть не бледнеет на фоне громких предшественников. Несмотря на практически идеальное воплощение эпохи и стиля, рассказана история вполне себе современным киноязыком, так что, «Дневник горничной» не исторический фильм. Как справедливо замечают рецензенты, роман Мирбо так насыщен нюансами, что каждый экранизатор находит в нем что-то свое.
Жако и его соавтор по сценарию, актриса Хелен Зиммер, нашли в нем повод в очередной раз противопоставить Мужское — Женское. И это противопоставление выглядит вполне уместным, хотя и слегка пугающим в эпоху декларируемого равенства полов. При том, что суровая эпоха горничной Селестины пришлась на годы перед началом активной женской эмансипации, многие коллизии и нюансы поведения персонажей картины выглядят вполне узнаваемыми и близкими. Хотя, М и Ж в «Дневнике горничной» местами никак не перепутаешь, патриархальные устои и их четкая оппозиция «охотник — жертва» в фильме показаны лучше не придумаешь.
Прекрасная Леа Сейду, в которой красота и интеллект соединились в равно превосходной степени, практически безупречно изображает свою Селестину, как очень часто в жизни бывает, победителя, внезапно превращающегося в жертву. Причем, великолепная актриса не перетягивает одеяло на себя в кадре, «Дневник горничной» как раз выделяется превосходным актерским ансамблем. Но роль Селестины одна из лучших в ее карьере. И молчание Леа в кадре у Бенуа Жуко оказывается значительнее и выразительнее миллиона слов, сказанных ее коллегами по цеху в других фильмах.
Венсан Линдон и Леа Сейду в фильме «Дневник горничной»
Вероятно, благодаря увлекательному, густо замешанному на эросе сюжету, «Дневник горничной» смотрится куда живее большинства других современных французских лент, которым, чего греха таить, характерна некоторая занудность. Скромное обаяние северной Франции, известное и по Прусту, и по Шабролю, в безупречном исполнении Бенуа Жако захватывает зрителя целиком и полностью. Хотя во многих моментах несколько прямолинейный стиль режиссера невольно заставляет читать его «Дневник горничной» между строк: нам, живущим в эпоху торжествующего гендерного равенства довольно забавно наблюдать за условностями века юбок и корсетов.
Любопытно, что параллельно «Дневнику горничной» в минском прокате идет еще одна экранизация классического произведения. «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга по книге знаменитого романиста позапрошлого века, Томаса Харди, рассказывает о весьма близких временах в похожих декорациях. Но именитый автор Винтерберг в данном случае проигрывает куда более скромному Бенуа Жако. Картина Винтерберга не более чем добротно иллюстративна, а «Дневник горничной» доказывает, что кино может быть не только ожившими картинками, но и чем-то большим, чем просто приложением к знаменитой книге.
И еще. Прокатом «Дневника горничной» завершается летний сезон в многими любимом минском кинотеатре «Победа». Как заявляется, в октябре «Победа» возобновит свою работу. Надеемся, что поводов занять место в привычном зрительном зале у нас будет еще немало.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...