Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Убрать из друзей Убрать из друзей

«Убрать из друзей»: Со всей футбольной командой

Антон Сидоренко, 13 июля 2015 г.

Классический сюжет с десятью негритятами используется в кино настолько часто, насколько возможно. Правда придумать для него интересную оболочку становится все труднее. Американо-грузино-российский режиссер Леван Габриадзе умудрился втиснуть свой подростковый триллер в рамки домашнего монитора.

Все действие «Убрать из друзей» разворачивается на экране макбука в интерфейсе скайпа, фейсбука, джмейл и всего того, что и так маячит целый день у нас перед глазами. Стоит ли ради этого отправляться в кино?.. Минский зритель, судя по рейтингам на сайтах и редким, скупым отзывам, фильм Габриадзе не оценил. Думается, даже не из-за скупого изобразительного решения, а из-за нестандартного режиссерского подхода. Который включает в себя не только звук и изображение, но и много текстовой информации, до которой наш массовый зритель, прямо говоря, не охоч. На всякий случай перед начальными титрами фильма крутят трейлер, где в краткой и доступной анимационной форме зрителя минуты за полторы знакомят едва ли не со всем сюжетом. В общем, на сообразительность абсолютно всей аудитории создатели изначально не рассчитывали.

Герои фильма переговариваются, переписываются и обмениваются эмоциями в реальном времени. А зритель следит за ними в режиме субъективной камеры глазами одной из героинь. Вся картина построена на этом, в целом, нехитром приеме. Но поток информации на единицу времени в фильме весьма велик, чем, в общем-то, и обеспечивается драйв сюжета.

Шелли Хенниг и Мозес Сторм в фильме «Убрать из друзей»
Шелли Хенниг и Мозес Сторм в фильме «Убрать из друзей»

Удивительно, до «Убрать из друзей» известный русскоязычному зрителю с младых ногтей по роли Скрипача в «Кин-дза-дза» Георгия Данелии Леван Габриадзе как режиссер занимался только бекмамбетовскими «Елками». При всей несерьезности жанра его новая вещь цельная и концептуальная. Со всей чертовщиной в виде вернувшегося отомстить призрака, она куда убедительней обычных ужасов для тинейджеров. Кроме того, из всех подростковых триллеров и ужастиков последнего времени «Убрать из друзей» получился еще и самым актуальным. В фильме не только поднимается актуальная тема школьного буллинга. В нем отражен подспудный страх современного человека стать заложником соцсетей. А здесь уже интересно и взрослым.

В «Убрать из друзей» то, что обычно принадлежит только одному человеку, принадлежит всему зрительному залу. Личные аккаунты, как и наше интимное пространство, оказывается, может быть грубым образом нарушено не только всесильными спецслужбами, но и нечистой силой. Герои фильма юные гомо сапиенс, живущие в эру новых коммуникаций: все их общение проходит в дигитальной форме, включая секс. Неудивительно, что и призрак погибшей подруги мстит бывшим друзьям с помощью аккаунтов в соцсетях, поодиночке уничтожая их один за другим подобно несчастным героям в известном романе Агаты Кристи.

Использованные реальные истории затравленных товарищами школьников придают «Убрать из друзей» вид страшной подростковой сказки эпохи постгуманизма. Причем, вполне зрелищной, в рамках бюджета, и по-голливудски не лишенной морали. В «Убрать из друзей» очень доходчиво показано, что спрятать свою личную жизнь в цифровую эпоху уже не получится. Дружить придется со всей футбольной командой сразу.

Рене Олстид, Мозес Сторм и Уилл Пельц в фильме «Убрать из друзей»
Рене Олстид, Мозес Сторм и Уилл Пельц в фильме «Убрать из друзей»

У Левона Габриадзе и сценариста Нельсона Гривза хватило понимания того, что на одних звуках оповещений скайпа и ФБ такой сюжет не построить. «Убрать из друзей» редкий для кино случай, когда операторская работа не так уж и важна: основным выразительным средством режиссера стал специально нарисованный интерфейс различных популярных программ. Создатель трейлеров и спецэффектов к громким голливудским проектам Леван Габриадзе управляет не cтолько актерами, сколько до боли знакомыми каждому из сидящих в зале по экрану компьютера декорациями. Обрыв связи и раcпыленное на квадратики изображение в скайпе добавляют в кадре не меньше саспенса, чем известные уже по десяткам картин невидимые удары от призраков и взбесившиеся бытовые приборы.

Здесь таится определенный недостаток «Убрать из друзей» — фильм быстро устареет: угнаться за новыми интерфейсами и возможностями современных мессенджеров нет никакой возможности. Да и повторить успех, использовав второй раз этот же прием, другим постановщикам уже не удастся.

В этом смысле Левону Габриадзе и его вездесущему продюсеру Тимуру Бекмамбетову удалось сделать уникальный гибрид традиционного голливудского ужастика и технотриллера. Что там «Скайнет» или Терминатор!.. Вот если в один прекрасный момент накроется скайп или фейсбук, вот это будет настоящая катастрофа!..





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия