Антон Сидоренко, 12 июля 2014 г.
В широких обывательских кругах сомневаться в исходе или неизбежности будущего столкновения «искусственного интеллекта» с примитивными сапиенсами стало таким же моветоном, как сомневаться в будущем завоевании планеты желтолицыми последователями Мао.
Но китайцы — не взбесившиеся роботы и не вышедшие из повиновения операционные системы со сладкими девичьими голосами, с азиатами теперь не шутят, снимать лишнее про их индустриальные парки опасно. Гораздо проще продолжать пугать обывателя заговором заигравшихся в свои электронные цацки яйцеголовых. «Превосходство» дебютанта в режиссуре Уолли Пфистера дудит именно в эту дуду. Герои фильма из лучших, разумеется, побуждений хотят загнать человечество в новую хитроумную матрицу. А загоняют самих себя.
Причем, начинается все вполне хорошо. Герои фильма, семейная парочка ученых в исполнении Джони Деппа и Ребекки Холл, как никто другой близки к вечной мечте о бессмертии. Правда, не физической оболочки, а сознания индивида, которое хитроумным способом должно быть перенесено в память сверхмощного компьютера.
Джонни Депп, Ребекка Холл и Пол Беттани в фильме «Превосходство»
Собственно, вокруг создания этого компьютера, точнее, искусственного интеллекта и строится завязка этой, все-таки, неординарной картины. Поначалу «Превосходство» напоминает какой-то научно-популярного триллер в духе бессмертных творений Майкла Крайтона или его соавтора по «Парку Юрского периода» Стивена Спилберга. Но минуты с двадцатой становится понятно, что на полноценный сайнс фикшен лента Пфистера не тянет. Уж слишком небрежно авторы обращаются с деталями, так украшающими любую технологическую фантастику. В итоге, все действие топчется вокруг романтических взаимоотношений главных героев, разборки между которыми едва не привозят весь мир к грандиозной катастрофе.
«Превосходство» стоит смотреть в первую очередь ради актерского состава, который сам по себе стоит больше, чем весь фильм. Тот же Джонни Депп сейчас не так часто появляется на экране, и продюсеры поступили вполне предусмотрительно, купив имя этой голливудской звезды для афиши. Но на его месте могла быть дюжина других актеров, настолько деперсонифицирован образ доктора Уилла Кастера, этакого авто-франкенштейна нашего времени, ставшего повелителем мира с помощью компьютера, интернета и таинственных нанотехнологий. В тесных рамках образа доктора Кастора такому богатому на эмоции актеру как Джонни Депп играть почти нечего.
При просмотре «Превосходства» вспоминаются киноанекдоты десяти-пятнадцатилетней давности про оцифрованных звезд, которые, не вылезая из домашних бассейнов, получают миллионные гонорары за прокат своих дигитальных двойников. В любом случае, герой Деппа выступает практически в роли такой звезды, почти в самой завязке попадая в память компьютера и являясь народу в виде неясной тени на мониторе. Разумеется, настоящий актер играет не только телом, но и голосом. Однако, последнего удовольствия зрители кинотеатров русифицированного пространства из-за глухого дубляжа лишены. Может поэтому игра всенародно любимого на этот раз не впечатляет. Вполне вероятно, что если бы авторы заменили Деппа на того же Киллиана Мерфи, который в «Превосходстве» исполняет проходную роль агента ФБР, толку было бы больше.
Морган Фримен и Киллиан Мерфи в фильме «Превосходство»
В фактическое отсутствие на экране заявленного в афише первым номером Деппа внимание зрителя концентрируется на его партнерше по экранному дуэту Ребекке Холл. Ворвавшаяся в ряды голливудских звезд первой величины с легкой руки Вуди Аллена, эта актриса отличается уникальным сочетанием интеллектуальной серьезности и неимоверной сексуальности, что идеально подходит для роли преданной жены научного гения, которая и сама семи пядей во лбу. Хотя в «Превосходстве» режиссер ее сексуальную харизму, кажется, не уловил.
В качестве оператора Уолли Пфистер снимал знаменитые кинокомиксы Кристофера Нолана. Последний выступил в качестве продюсера «Превосходства» и явно повлиял на художественное решение фильма. Явственный налет нуара и залипания-зависания картинки на рапиде явно из нолановских псевдоэстетических эпопей. Из них же мотив о всемогуществе вездесущих электронных технологий, которые теперь не приставка к человеку, а наоборот. Но раздвоенность и невнятность интонации не позволяет поставить «Превосходство» в ряд техногенных киноутопий первого класса.
Показательно, что кино про опасность дигитальной революции сделал Уолли Пфистер — ярый приверженец «настоящей» кинопленки 35мм, на которую и снят фильм. Пожалуй, именно эта анекдотическая подробность в давно наступивший век цифровой проекции обеспечит очередному варианту страшилки про бунт машин место в будущих справочниках по кино.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...