Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Резня Резня

«Резня»: Сыграть затеяли квартет

Антон Сидоренко, 12 декабря 2011 г.

В то, что кино может быть зрелищным без дорогостоящих спецэффектов и пластиковых очков на носу, верят теперь немногие, а умеют делать такое кино и вовсе единицы. Причем, все больше из старой гвардии кинематографистов, когда-то прекрасно обходившейся без компьютера.

Один из таких ветеранов, Роман Полански, решил дать мастер-класс настоящего кино, обойдясь не только без спецэффектов, но и разместив все действие в небольшом пространстве, в котором действуют всего четыре актера. Что показательно, мастерства режиссера и его великолепных актеров оказалось вполне достаточно, чтобы удерживать внимание избалованного цифровыми эффектами зрителя в течение восьмидесяти минут.

Пьеса французской женщины-драматурга Ясмины Реза «Бог резни» идеально подходит для камерной постановки, которыми в свое время и прославился Полански. Только если в «Отвращении» и «Жильце» мастер нагнетать напряжение в кадре пытался напугать публику, то в «Резне» — рассмешить. Его новую работу должно причислить к числу комедий, и, надо отметить, чувство юмора у Полански до сих пор великолепное, несмотря на все жизненные перипетии и бесконечный дамоклов меч в виде преследования принципиального американского правосудия.

Кристоф Вальц и Кейт Уинслет в фильме «Резня»
Кристоф Вальц и Кейт Уинслет в фильме «Резня»

По «Резне» заметно, что Полански всей душой прикипел к Америке, которую не посещал почти три десятка лет. В Штатах режиссеру грозит непременная тюрьма, поэтому картину снимали в европейских павильонах. Хотя своеобразные пролог и эпилог «Резни» для пущего эффекта разворачиваются на фоне небоскребов Манхэттена. Режиссер тем самым как бы посылает привет доблестным служащим американской фемиды — дескать, глядите, моему телу пребывание в США запрещено, но душа-то моя свободна, и вам с нею ничего не поделать.

Полански всю жизнь везло на великолепных актеров. «Резня» не исключение. Если Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристофа Вальца и Джона С. Рэйли посадить в ряд перед камерой и заставить их есть поп-корн в течение полутора часов перед зрительным залом, то зрелище все равно будет признано состоятельным. А у Полански этот цвет мирового кино не только ест яблочно-грушевый пирог и попивает виски из «одного миленького шотланского местечка», но и рассказывает занимательную историю о том, что люди совсем не то, кем они стараются выглядеть.

По сути дела, «Резня», современный портрет определенного класса людей, а именно — городских жителей среднего возраста. При минимуме выразительных средств, которые может предоставить режиссеру театральная пьеса, Полански создает очень живую психологическую комедию, где смеховой эффект гарантируют не только и не столько пришедшие из комедии положений гэги, но и эффект узнавания.

Джоди Фостер и Джон С. Рейли в фильме «Резня»
Джоди Фостер и Джон С. Рейли в фильме «Резня»

Герои картины — так называемые «хорошие» люди, которым, попав в неловкую ситуацию, приходится признать, что их внешне удачная и упорядоченная жизнь на самом деле далеко не идеальна. Ясмине Реза, а вместе с ним и Роману Полански, удалось в довольно компактной форме высказаться сразу на несколько актуальных для среднего класса общества в развитых странах тем. Помимо главной и довольно банальной мысли — за приличными манерами цивилизованного человека по-прежнему скрываются не самые красивые манеры и инстинкты, «Резня» затрагивает и кризис современной семьи и воспитания, и гендерные, и социальные проблемы. Причем, похоже, главный вывод, который можно сделать из картины, — все мы плывем в одной лодке, так что грести надо так аккуратно, чтобы не забрызгать соседа.

Назвать «Резню» шедевром очень сложно, большой эмоциональной встряски фильм не гарантирует. Полански, словно свои же собственные герои, старается вести себя аккуратно и благопристойно, рассказывая о человеческих пороках и недостатках. Но «Резня» все равно выходит за рамки рядового развлечения, так как мораль из нее извлекается и усваивается очень легко и просто.

Только жаль, что который раз впечатление от импортного кино нашему зрителю портит «глухой» русский дубляж, не дающий прочувствовать все интонации актерской игры. Субтитры в данном случае были бы куда уместнее.

Забавно, что большая часть смеющейся над «Резней» публики в зрительном зале сама еще не достигла возраста героев фильма. Однако, несомненно когда-нибудь станет такими же юристами, хозяевами магазинов хозтоваров, специалистами по Сомали или любыми другими людьми интеллигентных профессий, которым приходится носить «в обществе» маску «вежливых и порядочных».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия