Антон Сидоренко, 9 декабря 2011 г.
Образ этого древнего и притягательного города основательно поистрепался в объективах огромного числа фотографов с разных континентов. Удивительно, но в своей новой работе Вуди Аллен ухитрился показать все хрестоматийные достопримечательности и исторических персон Лютеции, не эксплуатируя и не опошляя идею праздника, который всегда с нами.
К Вуди европейскому все привыкли настолько, что очередная зарисовка Аллена из Старого Света воспринимается почти как должное. Но если Лондон и окрестности были лишь декорациями в его британских картинах, а Барселона и вовсе условной и вполне заменимой на другой город без никакого ущерба для сюжета, то в новом фильме невротика из Манхэттена едва ли не главным действующим героем становится именно столица Франции. О чем Аллен недвусмысленно заявляет в на редкость простом и прямолинейном прологе — наборе открыточных видов с до боли знакомыми парижскими улицами и перекрестками.
Рэйчел Макадамс и Оуэн Уилсон в фильме «Полночь в Париже»
После такого вступления сам собой напрашивался ироничный рассказ о приключениях заблудившихся в Париже провинциальных американцев и он таки последовал. Аллен остался верен своей манере экономно расходовать сюжетные линии и образы персонажей. В фильме есть вполне узнаваемые фигуры: интеллектуала на грани нервного срыва, нескольких его возлюбленных женщин, в общем, образы, которые кочуют из фильма в фильм маэстро уже не первое десятилетие. Но, вот какая удивительная штука, не торопятся надоесть постоянному зрителю Аллена, которого со временем становится только больше.
Видимо, как и прочие картины вечного клиента психоаналитиков с Манхэттена, «Полночь в Париже» идеально ложится на настроения молодой, не лишенной некоторых интеллектуальных запросов публики. Лента умна, легка, к месту наполнена цитатами и аллюзиями, да еще и удивительно красива, благодаря работе гениального оператора Дариуса Хонджи, в творческом багаже которого куча других знаменитых лент, вроде «Мои черничные ночи» Карвая, «Семь» Финчера или «Ускользающая красота» Бертолуччи. По теперешним, мрачно-фестивальным временам, когда ведущие режиссеры предпочитают грузить зрителя в принципе неразрешимыми проблемами и, мягко говоря, никому не нужной псевдосимволикой, Аллен в «Полночи» выглядит гением чистой простоты, случайно затесавшимся среди гигантов мысли и детей европейской меланхолии.
Элисон Пилл и Оуэн Уилсон в фильме «Полночь в Париже»
А вот рядом с Хемингуэем, Пикассо и Гертрудой Стайн герои Аллена выглядят вполне натурально. И Париж с неизменной Эйфелевой башней, настойчиво выглядывающей из каждого второго кадра, у Аллена вдруг превращается из засиженного туристами аттракциона, действительно, в праздник, в котором нет ни экономического кризиса (только привет в адрес «правых республиканцев» в виде отца главного героя), ни южных братьев, сжигающих авто под вой полицейских сирен и задорный хип-хоп. Главный актер фильма Оуэн Уилсон, по алленовской традиции копируя походку и повадки самого Вуди, с головой погружается в перманентное счастье, которое надо уметь разглядеть в суетном настоящем.
В «Полночи в Париже» хорошо заметен главный талант Аллена — рассказывать просто о самых важнейших вещах в жизни. Таких как любовь. Или Париж. Аллен вполне самодостаточен со своим личным Парижем и камео Карлы Бруни в качестве местного экскурсовода. Скандальнолюбимая супруга Николя Саркози, правда, — самое слабое, а точнее, необязательное место в картине. Но если фильм смог появится на свет только благодаря ее участию, то спасибо вам большое, Ваше Превосходительство, Господин Президент!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...