Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Похороните меня за плинтусом Похороните меня за плинтусом

«Похороните меня за плинтусом»: А лососЯ?!

Антон Сидоренко, 4 декабря 2009 г.

Экранизация бестселлера Павла Санаева — тот редкий случай, когда в кино идет и стар, и млад. И не за компьютерными спецэффектами, а за каким-то особым мазохистским удовольствием, которое можно получить только от ковыряния в полузажившей болячке.

Странные, полуправда-полубыль, мемуары Санаева уж сколько лет вызывают восторг у читателей разного возраста и пола, вне зависимости, родились ли они в золотой промежуток 74-82 или вообще только научились читать. Ленфильмовский режиссер Сергей Снежкин вызвался выполнить невыполнимую задачу перенести неповторимую атмосферу книги на экран.

«А лососЯ? Ты забыла лососЯ!» — наивно подставлял бабку перед врачихой юный страдалец в романе Санаева. Такой же вопрос авторам фильма после финальных титров могут задать его зрители. Потери, которые в любом случае несет сюжет любого литературного произведения при экранизации, в данном случае оказались немалыми. Версия Снежкина «Похороните меня», действительно, сделана «по мотивам». Все действие упаковано в два дня, большинство побочных линий, в том числе самая смешная глава про санаторий, смело выкинуты вон. Осталось, правда, достаточно, чтобы сохранить оригинальное название.

Светлана Крючкова в фильме «Похороните меня за плинтусом»
Светлана Крючкова в фильме «Похороните меня за плинтусом»

Основная удача фильма — воссозданный с точностью до миллиметра образ непомерно любящей внука сумасшедшей бабки. Бенефис Светланы Николаевны Крючковой удался на славу. Бабуля Нина Антоновна ежесекундно извергает в зал тысячу эмоций, кряхтит и стонет с невероятным запалом, который впечатляет даже в отсутствие знаменитого «тыц-пиздыц». Крючкова на голову превосходит здесь всех остальных актеров, и даже не по мастерству, а по энергетике. Другие исполнители, среди которых выделяется Алексей Петренко, лишь оттеняют этот сгусток энергии. Хотя говорить об актерах второго плана не приходится: в фильме Сергея Снежкина все на первом. Все и всё — внимание к деталям — сильная сторона ленфильмовской школы. Про полное погружение в затхловато-уютную атмосферу быта позднесоветской империи тут говорить, разумеется, не приходится. Но определенную ностальгию фильм вызвать все-таки способен.

По большему счету, Снежкин снимал не об этом. Закономерно сместив акценты с детских ощущений на взрослые отношения, режиссер не захотел воспользоваться приемом субъективной камеры и наблюдает за героями со стороны. Герои, в самом деле, забавны, а больше трагичны. По ходу действия они все превращаются из забавных домашних монстров в неудачную семью, несчастливую точно так же, как и миллионы других по всей планете. Известная всем советским зрителям актерская династия становится неузнаваемой, хотя Петренко очень заметно копирует Всеволода Санаева, а Константин Воробьев Ролана Быкова, переименованного в фильме из карлика-кровопийцы в пьяницу-мазилу.

В какой-то момент Снежкин перегибает палку, и из фильма уходит легкость, свойственная роману. На экране начинается довольно банальная семейная драма, к концу вызревающая в трагедию. Слишком заурядную, чтобы затронуть сердца большинства, у доброй половины зрителей есть не менее тяжелые родственники. Ожидаемого катарсиса от зрелища смерти больной старухи не происходит. Остается сочувствие, но кто сказал, что в нем нуждаются только герои именно этой истории?





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия