Антон Сидоренко, 13 апреля 2009 г.
Вот лысый качок Вин Дизель и то брал отпуск: вернулся в стритрейсерскую эпопею только когда ее подточенные токийским дрифтом кассовые сборы упали ниже приличных пределов. Зато теперь все в ажуре — граждане штурмуют кинозалы в надежде увидеть, как Дизель бьет морду и водит тачку.
Автомобили и лошади — самые киногеничные существа на свете, потому что лучше всего отражают сущность экранного искусства, весь смысл которого в движении. Кроме того, автомобиль, действительно, не роскошь и даже не средство передвижения, а наша механическая оболочка, рычащее и сверкающее продолжение собственного «я» хомо сапиенса образца второй половины ХХ века. Создатели «Форсажа» по полной программе эксплуатирует все эти обстоятельства, предлагая зрителю простое до примитива, но очень экспрессивное и энергетически насыщенное зрелище. Но почему именно четвертый «Форсаж» стал таким удачным в финансовом отношении? В США — лучший результат апрельского уик-энда за всю историю (апрель традиционно считается «мертвым» месяцем для кинопроката). Да и в Минске в некоторые кинотеатры билеты на выходные были раскуплены еще до премьеры.
Стремительные тюнингованные железяки, полуголые девицы, развязные драйверы, кидающие понты под латиноамериканский хип-хоп и прочие образчики дешевого масс-культа составляют лишь фон для главной детали, без которой успех картины был бы вряд ли возможен. Вин Дизель является не просто приметным явлением Голливуда, но главным стереотипом мачо на современном экране. В донельзя феминизированные времена, когда основные фигуры в кино женщины (да-да, и не спорьте), Вин Дизель едва ли не единственный на 200% маскулинный тип, который воссиял на звездном кинонебосклоне в бесполые двухтысячные. За немногословный облик загорелого, накачанного мачо, без разговоров дающего в зубы и с неимоверным мастерством водящего авто, Дизелю прощаются многие недостатки, главный из которых — его герой практически всегда почти полный дебил. Дом Торетто Дизеля очень далеко до харизматичных голливудских суперменов прежних лет, главными из которых похоже навсегда останутся Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. По сути, образ Вин Дизеля — эволюция образа звезды боевиков класса «В» вроде Жан-Клода Ван Дамма. И причисляя Дизеля к лику голливудских небожителей, нам следует сделать скидку на времена, в которые на безрыбье сильных мужских образов даже Дизель тянет на заметное явление.
Вин Дизель в фильме «Форсаж 4»
Но, будем справедливы к режиссеру четвертого «Форсажа» Джастину Лину и его продюсерам — лента у них получилась динамичная и захватывающая. Несмотря на то, что авторы умудрились избавиться от подружки главного героя почти в самом начале, романтическая линия из фильма не вылетела, а, наоборот, приобрела мелодраматические нотки, которые сделали персонажа Вин Дизеля не таким однообразным. Чувствуется, что создатели ленты имели в виду не только подростковую аудиторию, как в случае с провальной третьей частью, но и более серьезную публику, успевшую слегка повзрослеть с момента появления первых «Форсажей» на экране. Привлекает и то, что многие трюки выглядят как в «старые-добрые» живыми. Хотя при более внимательном рассмотрении некоторых сцен (например, самой первой с автопоездом из цистерн) можно заметить, что машины двигаются со скоростью от силы километров сорок, и без компьютера все же не обошлось. Не знаю, как вас, а нас невероятно раздражают грубо намалеванные (в Москве, что ли?) языки пламени во многих последних голливудских лентах. Герои от них даже лицо не отворачивают. Ясно, что на съемочной площадке никакого пламени не было.
Но, самое главное, Дизель живой и не компьютерный. А вполне себе натуральный, из злости и мускулов, без всяких там волшебных суперменств вроде сверхпрочной паутины и атомного двигателя в заднем проходе. И со всеми проблемами разбирается просто и без изысков, по мордасам и все. Надо, надо его на ночь в Шабаны запустить для наведения там порядка! Хотя нет, пусть лучше пока на Серебрянке потренируется...
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...