Антон Сидоренко, 15 августа 2008 г.
Еще в предыдущей части, срежиссированной все тем же Кристофером Ноланом, Бэтмен оказался никакой не летучей мышью, а всего лишь очередным борцом за справедливость. Поэзия, которую любовно воскурил вокруг Бэтмена Тим Бёртон, была развеяна в одночасье. Уроды-враги Бэтмена оказались международными террористами, Готэм-сити стал прозаичным мегаполисом, не лучше и не хуже какого-нибудь Чикаго, а сам супермен получил довольно стереотипную внешность Кристиана Бейла. От прежнего сказочного великолепия остался только резиновый костюм с ушками, но и тот оказался продуктом высоких технологий. Теперь Бэтмен, точнее бизнесмен Брюс Уэйн, самый реалистичный супермен во всей Америке. И не факт, что если кто-то другой наденет его костюм, то покажет худшие результаты.
Майкл Кейн и Кристиан Бэйл в фильме «Темный рыцарь»
Теперь Бэтмен как герой ничем не отличается от того же Железного человека. А в чем-то и значительно уступает. Например, Кристиан Бейл явно проигрывает в харизме Роберту Дауни младшему. Вдобавок, в «Темном рыцаре» Бэтмена и вовсе приравняли ко всем остальным действующим лицам. Сказать, что Бэтмен — краеугольный камень всей истории «Темного рыцаря», язык не повернется. Самый яркий персонаж оказался как раз противником «победителя темных сил». Последняя из вышедших на экран ролей покойного Хита Леджера (очередной легенды Голливуда) получилась сверхяркой и насыщенной. Джокер Леджера вытаскивает на себе мрачноватое и местами порядком запутанное детище Нолана. Своему невероятному кассовому успеху «Темный рыцарь», скорее всего, обязан именно раскрученной прессой трагедии Леджера. Жаль, что так вышло. Оценить объективно его Джокера теперь будет очень и очень непросто. Потому что любой здравый голос будет тут же заглушен визгом миллионов инфантильных поклонников, которые вдруг возлюбили Леджера после его смерти пуще иных актеров…
Тем не менее, можно сказать, что Леджер отработал свой материал на все сто. Такая роль — мечта любого артиста. Клоунский грим и жутковатые шрамы позволяют скрыть любые недостатки в актерской игре. Но Леджер не кривляется. Рожи корчит его персонаж — психопат-убийца, доставшийся Леджеру по наследству не от кого-нибудь, а от самого Джека Николсона из предыдущих серий. Вечный минус нашего проката — глухой дубляж — становится в данном случае совсем обидным. Леджер один создает на экране атмосферу ужаса. И интересно, какой бы была эта атмосфера с натуральным голосом погибшего актера?
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь»
Кстати, «Темного рыцаря» преследуют неудачи: недавняя катастрофа Моргана Фримана еще одно несчастье в цепочке бед, главной из которых стала гибель Леджера. Словно предчувствуя эти мрачные события, Кристофер Нолан оставляет свой фильм фактически без хэппи-энда. Может быть, секрет успеха ленты в США в том, что она выражает настроения американского общества? Вряд ли. Американцы даже в самые сложные моменты своей истории остаются нацией оптимистов. А Голливуд, наоборот, всегда старался веселить народ в периоды наибольшей опасности. В «Бэтмене» мы едва ли не впервые видим слабого супермена, который постоянно получает от врагов и везде отстает от них на один шаг. Американцы один из немногих народов, которые не страдают излишним вождизмом. Супермен — хорошо, но наша жизнь в наших руках.
Самый интересный и, пожалуй, единственный оригинальный момент «Темного рыцаря», когда Джокер минирует два парома: один с добропорядочными горожанами, а второй с преступниками. Каждый из них может взорвать чужой паром, а сам остаться в живых. На пароме со свободными гражданами механизмы демократии работают на руку злодею — граждане голосуют за взрыв соседей по несчастью. «Умри ты сегодня, а я завтра». Демократическое большинство оказывается неправо. А вот в жутких на вид преступниках внезапно просыпается человечность. Эпизод этот явно вставной, и основные герои в него не вмешиваются. Жители Готэма, вне зависимости от своего социального положения, спасают себя сами. И на измельчавших бэтменов уже не надеются.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...