Антон Сидоренко, 12 марта 2008 г.
Интерес к этой картине, понятно, здорово подогрел Никита Михалков своим римейком «12». Но картина Люмета полувековой давности на фоне свежей ленты Михалкова выглядит ничуть не хуже. Более того, старый американский фильм тоньше, напряженнее и динамичнее нового российского. Хотя Сиднея Люмета трудно отнести к мастерам авторского кино, его фильмам удалось стать настоящими кинофеноменами. Не придумывая свой собственный киноязык, Люмет зато пользуется верными, проверенными темами. И почти всегда остается оригинален.
Генри Фонда в фильме «12 разгневанных мужчин»
Творческую жизнь Люмет начал четырех лет от роду. И за небольшим перерывом (служил в армии) больше никогда не отрывался от экрана и сцены. А сценой ему стал Нью-Йорк, как символ всего ХХ века; крупный мегаполис, в котором Люмет умудрился разглядеть своего современника. Современник Люмета — это человек, мужчина, реже женщина, поставленный городом в тяжелые, может быть, крайние обстоятельства, и пытающийся из этих обстоятельств выкарабкаться. Стандартный голливудский сюжет? И да, и нет. Полстолетия работы в Голливуде не превратили Люмета в банального производителя ширпотреба. Используя известные рамки триллера или детектива, режиссер постоянно из них выходит. Детективы или криминальные драмы от Люмета неизменно превращаются в подробные портреты американцев. Причем, не миллионеров или президентов, а тех, кого обычно не показывают по телевизору. Но из которых и состоит Америка.
Наверное, свою лучшую роль Аль Пачино, будущий Майкл Карлеоне Копполы, исполнил еще за пару лет до «Крестного отца» в «Собачьем полдне» Сиднея Люмета. Люмет увидел в Аль Пачино не просто грабителя бруклинского банка, а отчаявшегося поборникав справедливости. Герой Аль Пачино Санни пытается ограбить банк от безнадеги и встречает бурное сочувствие не только у толпы нью-йоркских прохожих, но и у самих сотрудников банка. Да и полицейские вынуждены разбираться с проишедшим только из-за служебной необходимости. Аль Пачино гениально удалось тогда сыграть еще одно воплощение маленького человека в большом городе. А Люмет как всегда точно, минимум необходимых средств, передал ощущение абсурда человеческой жизни, подчиненной деньгам и нормам приличия.
Аль Пачино в фильме «Собачий полдень»
Когда смотришь Люмета, иногда кажется, что многие вещи у него получались случайно. Да и в своей книге «Снимая фильм» он почти ничего не говорит о творческих раздумьях или «глубокой психологической подоплеке». Создается впечатление, что фильм для Люмета — это набор определенных технологических манипуляций. Его больше интересует производство, камера, звук, декорации, чем тот эффект, который лента должна в будущем произвести на публику. Люмет подчеркивает, что успех или не успех фильма — не более чем случайность. Но потом сам же добавляет: у одних режиссеров получаются хорошие фильмы, а у других нет. Значит, дело не только в случайности, но и в таланте.
Талант самого Сиднея Люмета, вероятно, в его трудолюбии. В умении не отказываться от непонравившегося сценария. В желании делать кино при малейшей возможности. Недаром и теперь, когда мастеру стукнуло восемьдесят три, он по-прежнему на своем рабочем месте и его новый фильм встретил благосклонную реакцию публики и прессы. И хотя Люмет не получил ни одного режиссерского «Оскара», это обстоятельство воспринимается как досадное недоразумение — без Люмета американское кино немыслимо.
Фильмы Сиднея Люмета в минском кинотеатре «Ракета»:
17 марта — «На следующее утро».
24 марта — «Семейное дело».
плюс самая роскошная и дорогая постановка в истории Голливуда:
31 марта — «Клеопатра» реж. Джозеф Лео Манкевич
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...