Антон Сидоренко, 29 декабря 2004 г.
Главным достоинством минувшего киногода я считаю его обыденность. Без лишнего ажиотажа (кроме, пожалуй, случая с последней частью «Властелина колец») минчане посещали кинотеатры. Поход в кино сейчас — обычное дело, о чем прокатчики даже не мечтали всего несколько лет назад. Кино в Минске стало развлечением №1, жаль, что только для определенной части горожан. В кинотеатры в основном ходит молодежь, публику постарше, похоже, от телеящиков с бразильскими сагами так и не оторвать. А главным недостатком можно считать отсутствие в 2004 году фильма-события, который бы подобно «Титанику» всколыхнул зрительские массы. Тем не менее, год подарил нам множество замечательных картин, в основном, неголливудского характера. Голливуд отметился только великолепными анимациями подобно «В поисках Немо» и второму «Шрэку». На экране доминировали разнообразные продолжения — от «Американского пирога» до «Гарри Поттера». Пока что-то принципиально новое не придумали, голливудцы активно осваивают арсенал спецэффектов, думается, главные открытия в этой области еще впереди.
Сейчас модно составлять всяческие рейтинги и хит-парады. На рубеже двух годовых отрезков нашей жизни трудно удержаться, чтобы не заняться чем-то подобным. Рискну предложить вам в качестве скромного праздничного развлечения свой вариант самых интересных событий минского проката 2004 года.
Итак, в номинации «Кинопрограмма года» победил «Праздник цветущей сакуры: весенняя панорама японского кино» в кинотеатре «Победа». Замечательные фильмы Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы, редкие гости на нашем большом экране, с восторгом были восприняты минской публикой, воспитанной на просмотрах «Киноклуба». Жаль только, неизвестно, когда мы получим возможность увидеть эти фильмы снова. Боюсь, что очень нескоро.
Да. Как это ни печально сознавать, но нашего всеобщего любимца уже нет, хотя кинотеатр «Победа» и предоставил нам несколько очень хороших программ в этом году от своего имени. Думаю, не стоит копаться в причинах исчезновения всей любимой инициативы. Но стоит пожалеть об окончании великой эпохи киноклубного движения, которая навсегда изменила вкусы белорусских киноманов в лучшую сторону.
В отсутствие регулярных киноклубных показов, местом жительства «десятой музы» в нашем городе стало учреждение с пугающей вывеской «Музей истории белорусского кино» (Свердлова, 3). Симпатичное трехэтажное здание между Красным костелом и гостиницей «Минск» не только вмещает художественную галерею и раритеты «Беларусьфильма», но и представило в течение года несколько весьма неплохих программ. Учитывая, что всем нам хорошо известный прокат на Московской закрывается, Музей Кино остается для минских киноманов единственной альтернативой. Звоните 227-10-75 и заказывайте для просмотра фильмы из музейной коллекции. Поверьте, выбор там довольно широкий.
Бывший кинотеатр «Партизан» собирались привести в божеский вид еще к ноябрю этого года. Но не успели и к январю. Зато, когда он будет наконец готов, куратор свежеобретенного Дома кино — Союз кинематографистов РБ — обещает поразить Минск сверхинтересными показами и мероприятиями. Что-то слабо в это верится. Поживем, увидим.
С переводом «Киноформата» из «Берестья» «Центральный» стал одним из самых интересных по репертуару кинотеатров. Но пальму первенства в сражении с «Победой» он честно заслужил благодаря своим уникальным показам документального кино и встречам с кинематографистами. Такого пока никакой другой кинотеатр не предлагает.
А теперь ближе к искусству. Начнем с плохого.
Дон Педро окончательно вышел в тираж, и начал снимать фильмы на тему Альмадовара. Кино должно приносить деньги и оправдывать ожидания фанатов. Но нельзя оправдывать ожидания только определенной части фанатов. Дон Педро, Вы меня понимаете?
Единственная премьера, которая вызвала определенный ажиотаж в этом году. По большему счету, любой хороший фильм должен становиться событием не только в рамках киномира. «Властелину колец» помогла удивительная фантазия и детское восприятие мира писателя Толкиена. Хорошо, что многие взрослые в душе остались детьми. С такой публикой кинопрокату не грозит разорение :)
Интереснейший фильм бразильца Фернанду Мейрилеша по прихоти одного чиновника не попал на большой экран. Дескать, по причине большого насилия, жестокости и т.п. и т.д. Но почему-то никому в голову не пришло запретить по этой же причине «Бригаду» и массу других российских антикиллеров на телеэкране. С огорчением констатирую, что если Россия и похожа на Бразилию, то Беларусь на Гондурас.
Фильм Андрея Кудиненко должен был стать премьерой года в Беларуси. В кои-то веки белорусам удалось снять национальное и при этом интересное для любого зрителя кино. Но в искусство вмешалась политика и картину запоем смотрят на кустарных компьютерных дисках. Будем надеяться, придет время и ее покажут по телевизору. Сколько тонн импортных апельсинов для этого понадобится, науке неизвестно.
Минский прокат не закупил вовремя самый кассовый российский блокбастер этого лета и видеопираты заработали большие деньги. Ерундовское, конечно, кинцо, но его как раз и не хватало в летнем репертуаре 2004-го. Лучше поздно, чем никогда, на предновогодней неделе «Дозор» все-таки вышел кинокопией на минские экраны.
После средних фильмов Альмадовара и Бертолуччи новый Кустурица оказался маленьким киночудом. Лично мне его кино помогло справиться с одной неприятной жизненной ситуацией. Если искусство еще способно вмешиваться в нашу повседневность и изменять ее к лучшему, не Чудо ли это? Как говорил один израильский генерал в разгар войны Судного дня: или мы начнем верить в чудеса, или нам п*дец.
И, наконец, остальные лучшие фильмы минского экрана 2004 года. Заметьте, большинство из них были представлены в «Киноформате 4х4», который продолжает украшать скромный репертуар столичных кинотеатров.
«Дом из песка и тумана», Вадим Перельман
«Сумеречный самурай», Ёдзи Ямада
«Круглосуточные тусовщики», Майкл Уинтерботтом
«Бабуся», Лидия Боброва
«Трудности перевода», София Коппола
«Небесный капитан», Керри Конран
«Красные огни», Седрик Кан
«Американское великолепие», Шари Спрингер Берман и Роберт Пулчини
«Слон», Гас ван Сент
«Олдбой», Чак Вук Парк
«Убить Билла», Квентин Тарантино
«Кофе и сигареты», Джим Джармуш
Извиняйте, если что забыли.
Всегда ваш,
АС
Я надеюсь, до встречи в новом году!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...