Антон Сидоренко, 18 октября 2004 г.
А может быть, у Майкла Мура просто очень хорошая охрана? Ходит за ним по пятам и незаметно отбивает атаки агентов ФБР и Секретной службы? В тот время как семейство Бушей все активнее корчиться в бессильных конвульсиях с каждым заработанным Муром миллионном.
Неизвестно пока, трансформируется ли грандиозно-невиданная в истории неигрового кинопроката касса в миллионы голосов «за Керри» на избирательных участках 2 ноября. Но Джордж Буш-старший уже обозвал храброго режиссера «Фаренгейта» прилюдно «козлом» и «мешком с дерьмом». Если честно, то старшему бушику есть из-за чего наливаться белым калением. С его правящим семейством, а также с нечистоплотным окружением техасского клана Майкл Мур обходиться весьма сурово, разве что не напрямую называя их всех преступниками.
Впрочем, именно преступными выглядят действия отрицательных персонажей «Фаренгейта», что бы они ни произносили и чем бы ни занимались. На втором часу непрерывных разоблачений даже возникает эффект отрицания, когда обвинения начинают казаться чрезмерными. Но режиссер Мур настолько ловко манипулирует эмоциями, что именно ко второй половине приберегает самое сильное свое оружие: показ семей погибших в Ираке американских солдат. Не брезгует Мур и демонстрацией откровенно шокирующих, в стиле «железного Шурика» Невзорова, кадров раненых иракцев. В этом месте «Фаренгейт» из острой сатиры превращается в трагедию. Когда начинаешь сочувствовать жертвам бушизма, которых показывает Мур, на минуту появляется ощущение, что этот фильм — не просто мастерски сделанная агитка.
Майкл Мур в фильме «Фаренгейт 9/11»
Конечно, эмоции Квентина Тарантино, вручившего Золотую пальмовую ветвь Муру, были именно политического плана. Как произведение искусства «Фаренгейт» откровенно слабая картина. В случае победы Джона Керри ее очень быстро забудут. Может быть, наградят «Оскаром», поместят в справочники как самый прибыльный неигровой фильм, но в сердцах зрителей она не останется, это точно. Если к власти в США опять придут демократы, они, думаю, не захотят признаваться даже самим себе, что значительной долей своей победы обязаны какому-то толстому леваку, который любит шокировать обывателя, очень часто называя вещи своими именами. Если кто-нибудь смотрел программу Мура, которую показывают по одному из спутниковых каналов, то понимает, о чем я. Для такого оторвы и медиа-хулигана, каким является этот небритый винни-пух в обязательном кепаре, что республиканцы, что демократы, — один черт. С равной энергией он мочит всех богатых и счастливых в пользу всех бедных и обездоленных. И в «Фаренгейте», и в «Боулинге для Колумбины» (кстати, гораздо более удачном по построению фильме) это хобби по защите низов американского общества оскараносного скандалиста очень хорошо просматривается. Для формально свободного, а на самом деле, тоталитарного американского медиа-сообщества, маргинал Майкл Мур так и останется пареньком с обочины. А вот для штатных пропагандистов многих политических режимов Мур — манна небесная, которую не перестанут жадно слизывать в случае любого исхода штатовских выборов.
Удивляюсь, почему какой-нибудь из белорусских телеканалов не купил «Фаренгейт» и не показал его перед нашим великим политическим событием. Ведь благодаря Майклу Муру все белорусы, а не только посетители считанных кинотеатров, могли бы узнать о существовании замечательного президента Буша, который всем другим развлечениям предпочитает спорт, очень любит силовые структуры и по уши влип в авантюры с бородатыми бизнесменами из арабских стран. При котором в США возобновился политический сыск, безработных стало так много, что их умышленно не учитывают, а оплатить высшее образование скоро будет тяжело и представителям среднего класса. И который при этом имеет внушительный рейтинг, сопоставимый с рейтингом оппозиционного кандидата. Избиратели с рациональным мышлением такой рейтинг обеспечить не могут. Так и хочется спросить у тех, кто голосовал за Буша: а головой голосовать пробовали?
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...