Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Стив Джобс Стив Джобс

«Стив Джобс»: Евангелие от Бойла

Антон Сидоренко, 4 января 2016 г.

Общественная память избирательна и несправедлива. В ней слишком долго остаются геростраты и дегенераты, а тех, кто действительно изменил мир к лучшему, к примеру, изобрел новую вакцину или новый язык программирования, помнят зачастую только специалисты.

Стив Джобс — именно тот случай, когда помнят заслуженно и справедливо. И будут помнить еще долго, во всех подробностях обсасывая канонизированную биографию и создавая самые неожиданные мифы да легенды.

Пока от даты ухода Джобса прошло не так много времени, возможности проявить фантазию со стороны биографов ограничены. Оскароносные Дэнни Бойл и Аарон Соркин весьма аккуратно подошли к воплощению ярких эпизодов биографии Джобса на экране, допустив, тем не менее, ряд вольностей.

Их «Стив Джобс» — отличное голливудское кино, род байопика, в котором демонстрируется не вся жизнь знаменитости, а только наиболее ключевые ее моменты. В данном случае знаменитый сценарист Соркин сумел описать своего героя с помощью всего лишь трех сцен. Но в жизни Стива Джобса именно эти минуты перед выходом на сцену перед презентациями важнейших его продуктов, вероятно, и в самом деле были определяющими.

Создатель Эппл — феномен типично американского успеха, успеха технологического гения в сочетании с маркетинговым талантом. Америка, а, фактически, современная глобализированная цивилизация, создана такими как Джобс, Эдисон, Форд, Боинг (теперь вот Элон Маск такой) и прочими, чей успех лежал не только в научной сфере.

Джобс еще и прекрасный герой для экранизации: с ярко выраженным, противоречивым характером. Он даже интереснее Марка Цукерберга, про которого уже снят великолепный фильм Дэвидом Финчером по сценарию того же Аарона Соркина. (Согласитесь, сделать что-то более-менее зрелищное про внешне сухого и насквозь рационального Билла Гейтса было бы куда сложнее).

Майкл Фассбендер и Сет Роген в фильме «Стив Джобс»
Майкл Фассбендер и Сет Роген в фильме «Стив Джобс»

Вряд ли кинематографический Джобс в принципе должен был стопроцентно копировать оригинал: Бойл и Соркин, отталкиваются, скорее, от образа, созданного биографами и масс-медиа, чем от реального человека. Их фильм, к счастью, нисколько не похож на «близкую к тексту» реконструкцию событий, которую в околорелигиозном экстазе до сих пор ожидают фанаты продукции с надкусанным яблоком.

Симбиоз выдающегося сценариста и режиссера (и проверенного на «Пекле» оператора Бойла Альвина Х. Кюхлера) принес хороший результат. Не такая уж частая по теперешним временам абсолютно разговорная картина смотрится очень хорошо, несмотря на то, что ее действие, за исключением финальной сцены, происходит в интерьерах. Сценарий Соркина воистину кинематографичен — в нем есть и флешбеки, и внезапные переходы, и сцены, которые могут состояться только на экране, но никак не на театральной сцене.

Как и всякий хороший голливудский байопик, «Стив Джобс» рассказывает больше, чем просто историю одного конкретного успеха. Главный герой у Соркина, Бойла и Фассбендера получился кем-то большим, чем конкретный основатель Эппл. «Стив Джобс» — фильм не про судьбу с биографией, а про Характер.

В очередном, но, разумеется, далеко не последнем варианте экранного Джобса, действительно, представлен тот тип человека, который предпочитает играть не на инструментах, а сразу на оркестрантах. Изменивший среду обитания человека Джобс из фильма — настоящий адмирал большого бизнеса, эгоцентричная личность, в других условиях и в другой стране ставшая бы наверняка политиком. И, наверняка, политиком не со знаком плюс.

Майкл Стулбарг, Майкл Фассбендер и Кейт Уинслет в фильме «Стив Джобс»
Майкл Стулбарг, Майкл Фассбендер и Кейт Уинслет в фильме «Стив Джобс»

Прописанный Соркиным для своего Джобса конфликт — не столько с инженерами, акционерами, матерью своего непризнаваемого ребенка или, даже, с общепринятой моралью в целом. Экранный Джобс конфликтует с единственным достойным ему противником — с самим собой, личностью, чьи фантазии намного опережают возможности и даже потребности остального человечества. В итоге он все же приходит к обязательному для Голливуда хеппи-энду с типично американским, семейным решением: Джобса спасает сам Джобс, точнее, его непосредственное, кровное, продолжение.

Главный герой получился у Майкла Фассбендера внешне менее похожим на оригинал, чем в крайне неудачной картине «Джобс: Империя соблазна», со, скорее, пародирующим своего Джобса Эштоном Катчером. Герой Фассбендера выглядит многогранным, противоречивым, даже трагичным, чего, видимо, нельзя было сказать о Джобсе реальном. Экранный Джобс — персонаж не изолированный, он раскрывается исключительно через свое окружение. Причем, Кейт Уинслет (не побоявшаяся показаться в явно возрастной роли), Сет Роген и Джефф Дениелс изображают окружение гения даже более вдохновенно, чем Фассбендер самого Джобса.

В итоге, фильм Бойла-Соркина занимательно рассказывает очередную историю о цене успеха, который в данном случае выглядит не столько слепым, сколько непростым. «Стив Джобс» идеально иллюстрирует определение «Не сотвори себе кумира». Но уж лучше иметь кумиром эгоцентрика Джобса, чем какого-нибудь ретивого диктатора-силовика.

Тем более, что после иных диктаторов и надкусанного яблочка не остается.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия