Антон Сидоренко, 11 декабря 2015 г.
Адвокат Джеймс Бритт Донован по самой природе своей был великим переговорщиком и умел находить общий язык даже с самым сложным оппонентом. В 1957 году именно ему поручили вести защиту пойманного в Нью-Йорке советского агента Уильяма Фишера, известного на весь мир под именем «полковник Рудольф Абель». Спустя четыре года Абеля-Фишера при активном участии адвоката выменяли в Восточном Берлине на сбитого над территорией Советского Союза американского летчика Гарри Пауэрса. Обо всей этой истории Донован написал чрезвычайно увлекательную книгу «Незнакомцы на мосту».
Сюжет нового фильма Спилберга «Шпионский мост» в общем и целом рассказывает о тех же событиях, что и мемуары Донована. Но братья Коэны (да-да, они самые!), вместе с Мэттом Чарманом авторы сценария картины, оживили старую историю по-максимуму: добавили множество придуманных эпизодов и сдобрили фильм большим количеством юмора. Однако, менее спилберговским от участия Коэнов фильм не стал.
Кинематограф Стивена Спилберга — тот самый легендарный Голливуд, на котором выросло нынешнее поколение зрителей. Голливуд сказочный, Голливуд для больших детей, предельно понятный, но ни в коем случае не примитивный. «Шпионский мост» предлагает зрителю именно то, что ожидают от Спилберга — увлекательное, содержательное и доходчивое. С простыми и качественными актерскими работами, эффектными съемками и незатейливой моралью.
Том Хэнкс в фильме «Шпионский мост»
Да, как, практически, у каждого фильма Спилберга, у «Шпионского моста» есть своя мораль. В один из самых ответственных моментов Донован Тома Хэнкса произносит пламенный монолог о долге перед Конституцией, как основе Соединенных Штатов. После чего от «Шпионского моста» сразу начинает тянуть пафосом старого-доброго Голливуда, уступающего в наши дни место под солнцем более схематичным супергероям.
Если в «Спасти рядового Райана» основой был пафос общегражданский («страна его не забудет!»), то в «Шпионском мосте» очень хорошо показаны усилия одиночки. По сути, картина Спилберга рассказывает не о противостоянии систем, как многие ожидали, а о характере настоящего американца, который не боится пойти против коллег и общественного мнения, чтобы отстоять свою правоту.
Жаль только, что роль адвоката Джеймса Донована — далеко не самая лучшая в послужном списке Тома Хэнкса. Его Донован выглядит простоватым для прославленного юриста с опытом участия в Нюрнбергском процессе и человека, который помогает найти общий язык двум непримиримым политическим блокам. Хэнкс ведет свою игру на одной с самого начала взятой ноте, что выглядит явно недостаточным для большой картины на два с половиной часа. Исполнитель роли Абеля Марк Райлэнс хорош, но его Абель также не тянет на такую неординарную личность, которой являлся исторический прототип (как выглядел настоящий Абель-Фишер, можно посмотреть в прологе к советскому фильму Саввы Кулиша «Мертвый сезон», где тот произносит вступительное слово).
Марк Райленс в фильме «Шпионский мост»
«Шпионский мост», в принципе, не предполагает нюансов. Вполне живо и увлекательно снятый, он, тем не менее, переполнен голливудскими клише как раз времен Холодной войны: от украшенного знаменами с серпом и молотом зала суда, где судят Пауэрса (только Ивана Драги в роли судьи не хватает!) до заваленного снегом и полуразрушенного (это в 1962 году-то) Восточного Берлина. Новая лента Спилберга, скорее, не раскрывает один из самых интересных моментов Холодной войны, а окончательно погребает его под горой нелепых анекдотов. Примечательно, что та же сцена обмена Абеля на Пауэрса на Глиникском мосту у Спилберга выглядит более достоверной, чем в уже упомянутой ленте Кулиша. Зато и менее кинематографичной.
Конфликт в фильме Спилберга выглядит слишком искусственным. Поэтому опытный режиссер пытается обострить его вставными номерами-аттракционами, вроде насквозь фальшивой сцены ограбления Донована или обстрела его бруклинского дома (что является безусловной выдумкой).
В этом смысле советский режиссер образца 1968 года оказался интереснее Спилберга образца 2015-го. Только вот и Спилберг тридцати-сорокалетней давности был намного изощреннее и новее теперешнего. При всем уважении к создателю «Челюстей», «Инопланетянина», «Индианы Джонса» и всех остальных фильмов, после которых Голливуд уже никогда не был прежним, его «Шпионский мост» во многом кино вчерашнего дня, прекрасно смотревшееся бы сейчас в виде телесериала.
Спилбергу не то чтобы не хватает драйва и энергии, свойственной молодежи, — в этом опытный мастер даст фору любому дебютанту. Более того, видимых преемников у Спилберга с его неистощимой на выдумку головой в Голливуде сейчас попросту не наблюдается. Очевидно, что Голливуду (как глобальной, а не только американской системе производства блокбастеров) нужны не обновленные копии Спилберга, Лукаса и Кэмерона, а изменение системы как таковой. Ведь она до сих пор заточена под тот мир, который возник сразу после завершение Холодной войны. Мир с тех пор, очевидно, изменился. Безопаснее, к сожалению, не стал, но все такой же интересный. Так что, кинематографисты полковнику Абелю еще напишут. И не раз.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...