Антон Сидоренко, 6 декабря 2015 г.
«В сердце моря» — захватывающая история о путешествии американских китобоев с острова Нантакет в погоне за китовым жиром (весьма ценным сырьем по тем временам, нефтью начала девятнадцатого века). Фактически, этот фильм — еще одна экранизация знаменитого «Моби Дика» Генри Мелвилла, одной из лучших книг про морские приключения.
Для тех наций, для которых «Океан», в первую очередь, это магазин морепродуктов, морские приключения — не более чем категория литературы для «детей и юношества». Для англоязычной традиции — это целый мир и великолепный источник для экранизаций. Стивенсон, Конрад, известный русскоязычному читателю Сабатини, а еще менее известные, но дико популярные по всему миру Сесил Скотт Форестер и Патрик О'Брайен создали чудовищно романтичный мир боцманов, кватердеков, стакселей и Магелланова пролива, рассчитанный как раз на тех, кто ни разу не ходил под парусом или, хотя бы, катался на ялике по Минскому морю, и кто видел море штормящим только на полотнах Ивана Айвазовского.
Крис Хемсуорт в фильме «В сердце моря»
Рон Ховард — именно тот проверенный временем голливудский постановщик, который борозды не испортит. Его кино родом из благополучных для Голливуда девяностых, когда зрелищность еще не разошлась окончательно со смыслом. Технически и идейно «В сердце моря» один из лучших фильмов морского жанра и вполне может сравниться с «Хозяином морей: На краю земли» Питера Уира — безусловно, лучшей постановке о море и моряках за последние десятилетия.
Но если фильм Уира (экранизация одного из произведений сверхпопулярной в англоязычном мире серии романов упомянутого Патрика О'Брайена) картина еще и батального жанра, то героям «В сердце моря» приходится сражаться не на жизнь, а на смерть с самим Океаном, злым и враждебно настроенным к человеку двухсотлетней давности. Герои «В сердце моря» соперничают не с каким-то определенным суперкитом, а с Природой как таковой, всемогущей и не прощающей даже малейшей ошибки.
Сценарист Чарльз Ливитт построил свой сюжет как рассказ одного из участников злосчастного похода китобоев на судне «Эссекс», которого спустя тридцать лет интервьюирует тот самый Генри Мелвилл. Этот прием придает фильму Ховарда куда больше реализма, чем есть в насквозь романтичном, даже мистическом романе прославленного американца. Вместе с тем, «В сердце моря» великолепно передает все нюансы «Моби Дика». Это захватывающая, реалистичная драма о суровой жизни моряков тех времен, когда еще не было GPS, дизель-генератора, а «Гринпис» не кидался во время охоты под гарпун.
Крис Хемсуорт и Бенджамин Уокер в фильме «В сердце моря»
Как многие другие рассказы о морских путешествиях, фильм Ховарда не столько фильм о путешествии, сколько о борьбе с самими собой, своими страхами, слабостями, дурными чертами характера, что проявляются в море куда острее, чем на суше. О вечном сражении романтизма с прагматизмом. Основной конфликт в фильме все-таки человеческий. Ховард здесь наследует лучшим традициям классического Голливуда, который в лучшие годы никогда не ограничивался одними спецэффектами. «В сердце моря» есть и конфликт между опытным первым помощником и капитаном-новичком (блестящий актерский дуэт Криса Хемсворта и Бенджамина Уокера), и жадность капиталистов-судовладельцев, и невероятный (исторический факт!) эпизод с каннибализмом на шлюпках в открытом море.
Как и следует фильму данного жанра, «В сердце моря» — мужское кино. Но то, что женщин почти нет в кадре, не значит, что их нет в сердцах моряков. Фильм Ховарда — еще и фильм о той эпохе человеческих взаимоотношений, когда верность и преданность семье, долгу, призванию не были пустым звуком. К счастью, Ховарду и его исполнителям удалось обойтись без обычного в таких случаях пафоса. Отличные морские съемки и блестяще восстановленная материальная среда первой половины ХІХ века (смотреть только в стерео-варианте!) стали хорошим фоном для погружения в давно прошедшую и непонятную для обитателей мира эпохи потребления эпоху. В которой океан и киты покорялись только смелым.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...