Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Судья Судья

«Судья»: По семейным шаблонам

Антон Сидоренко, 27 октября 2014 г.

Чем серьезнее и глубже кризис традиционной семьи, тем судорожнее за эту благодатную тему цепляются кинематографисты. Кто-то из них радостно исполняет адскую пляску гендерной свободы на обломках ячейки общества. А кто-то пытается вышибить сентиментальную зрительскую слезу, пытаясь склеить разбитую посуду близкородственных взаимоотношений.

«Судья» — картина в последнем смысле образцовая. В том смысле, что создана по идеальному голливудскому шаблону времен безоглядной веры в Американскую Мечту. Картина Дэвида Добкина не только пропагандирует семейные ценности, но пропагандирует семейные ценности той самой Одноэтажной Америки, которая, кажется, больше всего и пострадала от всех финансовых и политических катаклизмов последних лет. Фильм снят в специфическом и хорошо известном зрителю американском жанре «возвращение в городок». По его неизменным правилам, герой лицом к лицу встречается со своим прошлым для того, чтобы изменить свою нынешнюю жизнь раз и навсегда.

Роберт Дауни мл. и Вера Фармига в фильме «Судья»
Роберт Дауни мл. и Вера Фармига в фильме «Судья»

В данном случае, в свой родны кут возвращается не абы кто, а герой Роберта Дауни-младшего. Присутствие этого актера в кадре — само по себе праздник и удовольствие. Что, в общем-то, позволяет смириться и с весьма внушительной продолжительностью картины, и определенной предсказуемостью сюжета, в котором сценаристы попытались скрестить две линии — криминальную и семейную.

Получилось у них не лучшим образом. Вполне себе многообещающая история оказалась разъята на две, почти не связанные одна с другой части. И если интрига с расследованием убийства на дороге сохраняется более-менее продолжительное время, то любовной линии «Судьи» при других обстоятельствах вполне хватило бы максимум на добросовестную короткометражку.

Однако, фильм смонтирован так профессионально, что массовый зритель его не только выдерживает, но и ставит высшие баллы на форумах: за столетие существования в Голливуде научились захватывать зрительское внимание даже без видимых спецэффектов. «Судья» сконструирован с использованием всех соответствующих технологий в духе классического голливудского соцреализма. Конфликт в нем настолько искусственный и поверхностный, насколько необходимо, чтобы привлечь избегающую серьезных трагических эмоций аудиторию. Рецепт, который до сих пор работает, но от которого измученные финансовыми и сюжетными кризисами голливудские кинематографисты уже стараются отходить.

Роберт Дауни мл. и Роберт Дювалл в фильме «Судья»
Роберт Дауни мл. и Роберт Дювалл в фильме «Судья»

Собственно, «Судья» снят словно бы никаких кризисов не было — неудивительно, так как сценарий фильма ожидал экранизации несколько лет. А на роль отца главного героя, того самого Судьи, примеривался Джек Николсон. Претензий к Роберту Дювалю в данном случае минимум, однако, дуэт Дауни-Николсон смотрелся бы, не исключено, более интересно.

Кстати, Дауни выступает еще и основным продюсером «Судьи». Не исключено, что этот свой бенефис он приготовил специально в расчете на «Оскар». Но сменив амплуа на драматическое, одна из безусловных звезд теперешнего Голливуда оказалась жертвой собственных наполеоновских планов — для главной кинематографической премии его герой, да и сам фильм выглядят как-то плосковато.

При всей величине замаха, «Судье», очевидно, не хватает широты и глубины, которая была, к примеру, у «Таинственной реки» Клинта Иствуда, шедевральной картины, действие которой также связано с расследованием криминала в одноэтажной Америке. Картина Добкина также затрагивает едва ли не самые важные и принципиальные вопросы существования семьи, общества и государства. Причем пытается делать это удивительно серьезным (и это плюс) для современного развлекательного кинематографа тоном. Но умело пройти в промежутке между классической драмой и романтическим сюжетом дано не каждому. Тем более, не тому, кто действует по шаблонам и правилам.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия