Антон Сидоренко, 23 октября 2011 г.
В новых картинах есть все приметы заявки на самую престижную в мире кино награду: «серьезная» тема, блестящая режиссура, и, самое главное, звезды высшего класса в главных ролях. С таким набором трудно остаться незамеченным Киноакадемией и, тем более, зрителем, который истосковался по интересным историям на экране.
Интересный, по-настоящему оригинальный сюжет — большая редкость в современном Голливуде, завороженном компьютерными аттракционами. Разнообразные спецэффекты давно стали самоцелью для большинства создателей блокбастеров, привлекая внимание взращенного на видеоиграх основного посетителя кинозалов — вечного подростка с клиповым сознанием. В мире больших кинобюджетов сейчас царят транформеры разных калибров, наблюдать за которыми более-менее развитому человеку можно не более получаса подряд: дальше становится скучно.
Скучно становится постепенно и американским киноакадемикам, которые в последние годы, несмотря на впечатляющую кассу построенных на одних аттракционах картин, явно поощряют более сложные работы. И даже успех «Аватара» Джеймса Кэмерона спецэффекты в глазах академиков не реабилитировал. Оскаровские триумфаторы «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу и «Король говорит!» Тома Хупера — хорошие намеки на то, что академики хотели бы видеть на экране еще что-то кроме спецэффектов.
Брэд Питт в фильме «Человек, который изменил все»
«Человек, который изменил все» и «Ромовый дневник» в этом отношении практически идеальны. В них есть интересный сюжет, небанальные герои и оригинальная атмосфера. В общем, все то, за чем искушенный зритель идет в кино. Оба рассказывают о когда-то происшедших или могущих произойти событиях и приближены к реальной жизни насколько это возможно.
Картина Беннета Миллера только на первый взгляд кажется востребованным только определенной частью аудитории спортивным кино о неизвестной нашей публике американской игре с мячиком и битой. За бейсбольными страстями в ней скрывается вполне философская идея человеческого прогресса, который двигает не экономическая выгода, а амбиции и энергия чудаков-одиночек. Главная идея фильма как следует упакована в декорации производственной драмы, слегка напоминающей те, которые любили снимать в позднесоветские времена на другом берегу Атлантического океана. Только вместо горячих цехов и шахт в «Человеке, который изменил все» специфические бейсбольные стадионы, а вместо залов заседаний заводских парткомов — кабинеты хозяев и менеджеров команд.
Антураж «Ромового дневника» для нас не менее экзотичен, хотя более привычен. Тропически-алкогольная вселенная Хантера Томпсона в разгар холодной и сырой осени смотрится особенно выигрышно. Режиссер фильма Брюс Робинсон благоразумно не стал тягаться с автором экранизации «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Терри Гиллиамом. Минимум психоделики, больше социального пафоса — от «Ромового дневника» явственно исходят левацкие флюиды «Сальвадора» Оливера Стоуна и экранизаций книжек Грэма Грина.
Эмбер Херд и Джонни Депп в фильме «Ромовый дневник»
Собственно, обе картины словно в один голос утверждают: успех и прогресс в жизни измеряется не одними деньгами, а честным и небогатым быть лучше, чем поступиться принципами. В разгар сомнений и тягостных раздумий в правильности устройства мировой экономической системы «Человек, который изменил все» и «Ромовый дневник» смотрятся поэтому более чем актуально. А их главные герои выглядят очень даже положительными персонажами.
Синхронное появление героев Джонни Деппа и Брэда Питта на экранах только подстегивает интерес к возможному соперничеству суперзвезд в борьбе за оскаровскую статуэтку. На первый взгляд, наиболее выгодная позиция у Деппа. Его постоянно попадающий в истории газетный репортер выглядит куда более живым, чем сосредоточенный на своих сложных спортивно-финансовых комбинациях бейсбольный менеджер Питта. Да и переполненный гэгами «Ромовый дневник» Брюса Робинсона зритель воспринимает куда легче слегка затянутой спортивной эпопеи Беннета Миллера. Зато в «Человеке, который изменил все» именно игра Питта выглядит главным блюдом, без которого фильм наверняка бы не состоялся.
В общем, интрига запущена. А за Голливуд следует порадоваться — снимать фильмы с живыми и про живых там не разучились.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...