Антон Сидоренко, 26 июля 2010 г.
Картины за режиссурой и продюсерством Люка Бессона постепенно теряли европейский колорит и все больше походили на заокеанскую продукцию класса «В». Новая картина подчеркнуто отдает Францией, причем, ее лучшими временами.
«Необычайные приключения Адель» — продукт намеренно французский, с сильным уклоном в экспортный вариант. Французское кино до сих пор является брэндом, хотя его лучшие моменты, увы, прошли. Такое ощущение, что «Забавные приключения Адель» для Бессона еще и возможность вернуться в те спокойные времена, когда Париж был действительно Парижем, а не европейским филиалом Алжира и Маракеша: за экзотику в ленте отвечают не негры в парижском метро, а мумии, извлеченные из гробниц под египетскими пирамидами. Начало ХХ века, высший момент легендарной Бель Эпок, дамы еще в корсетах и кринолинах, мужчины в усах и бородах, кавалерия на больших маневрах, Первая Мировая на картах генеральных штабов. Прекрасный Париж цветет под сенью металлических кружев Эйфеля, все призрачно, несерьезно и напрашивается на элегантный детектив.
Из всех диковинных героев Прекрасной Эпохи Люку Бессону досталась позаимствованная из популярных во Франции комиксов подвижная как ртуть журналистка-авантюристка мадемуазель Адель Блан-Сек. (Фантомаса с Фандором и Арсена Люпена уже экранизировали с переменным успехом). Ближайший русскоязычный собрат Адель — московский Эраст Фандорин Бориса Акунина. Как и похождения русского сыщика, приключения Адель весьма забавны и разнообразны: первая их часть рассказывает о воскрешении мертвых — мумий, фараонов и одного весьма забавного птеродактиля из Зоологического музея.
Матье Амальрик и Луиз Бургуан в фильме «Необычайные приключения Адель»
Цикл о Фандорине, который пока не нашел своего адекватного кинематографического воплощения, интересен своими отсылками, аллюзиями и интеллектуальными провокациями. Адель, напротив, не рассчитана на начитанную публику, она проста и понятна, самое главное, смешна.
Причем, смахивающая своими гримасами на Рене Зельвегер исполнительница главной роли Луиз Бургуэн — далеко не главное блюдо. На первый план выходят простоватые, но по-французски изящные шутки, непритязательные повороты сюжета и дивный антураж прекрасного времени. Костюмы и декорации безупречны — «Необычайные приключения Адель» в этом плане можно сравнить только с «Долгой помолвкой» Жан-Пьера Жене. Есть в фильме и что-то кукольное от «Амели с Монмартра» того же автора. В общем, Люк Бессон, который давно перестал пытаться быть оригинальным художником, сделал своеобразный привет от французского кино его верным поклонникам. Если вам еще не хватало доказательств, что оно остановилось в развитии, то «Необычайные приключения Адель» — самое лучше тому доказательство.
Для Франции Бель Эпок такое же приятное воспоминание о былом величии как для Британии годы правления королевы Виктории. Но если сравнивать картину Бессона с последним творением Гая Ричи про Шерлока Холмса, также поставленном по комиксам, то сравнение все же будет не в пользу первой. При всем старании Бессона сделать фильм привлекательным, в зрелищности картине бывшего мужа Мадонны он уступает. От «Забавных приключений Адели» отдает чем-то локальным, не вписывающимся в глобальное направление развития зрелищного кино. Впрочем, французы всегда отличались своим особым мнением, и не только в политике. И тем, кому уже невыносимы грандиозные голливудские кинокомиксы, простенькие приключения Адель Блан-Сек могут прийтись по вкусу.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...