Антон Сидоренко, 16 июня 2004 г.
Но в итоге мы увидели бледное, анемичное зрелище с невнятно обозначенным жанром и полным отсутствием прежней шахназаровской харизмы. Право, «Грязные танцы-2» получились гораздо лучше.
С тех пор, как создатель «Зимнего вечера в Гаграх», «Курьера» и «Мы из джаза» вступил на скользкую стезю авторского кинематографа, его фильмы безнадежно испортились. Удачливый мастер очень сложного и уважаемого зрителями жанра — музыкальной комедии — Шахназаров после «Курьера» ударился в формальные изыски и потерял какую-то неуловимую для логического объяснения, но несомненно нужную каждому серьезному режиссеру смысловую нить. Фильмы у него выходят теперь все больше какие-то приземленные, несмотря на навороченный сюжет и массу хороших актеров в кадре. «Американская дочь» и «День полнолуния» могли смотреться только в период полного безкартинья, а «Яды» вообще повергли кинообщественность в ступор: работы попахивали явным маразмом.
Но деятельность Шахназарова на посту генерального директора «Мосфильма», наоборот, даже чересчур успешна для таких смутных времен и совершенно ясно, что никаким очевидным маразмом Карен Георгиевич не страдает. В России на сегодня он киноменеджер номер один. Тем более непонятно, что заставило его в очередной раз взяться за режиссуру.
«Всадник по имени Смерть» напоминает затянутую по времени пилотную серию какой-то мыльной оперы из жизни русских террористов начала прошлого века. Скрупулезно восстановленная реальность купеческой Москвы с фантастическим планом на отреставрированный кремлевский дворец и дровяные сараи — главный успех этого кино. По всем остальным пунктам Шахназаров опять проиграл.
Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть»
Сюжет картины не пахнет актуальностью, несмотря на слово «терроризм» в синопсисе. Индивидуальный террор эсеров серьезно отличается от того чеченского синдрома, который сейчас разъедает путинскую Россию. Фильм Шахназарова насквозь пропитан достоевщиной, которую редко встретишь в репортажах со взорванных блокпостов. Идея, ради которой старается террорист Жорж — герой Андрея Панина, прописана настолько невнятно, что все потуги фильма на интеллектуальность сразу стоит отмести как абсолютно неуместные.
Нет в этом фильме и достаточного количества экшена, чтобы считать его политическим боевиком, и саспенса, чтобы считать его триллером, и любовных сцен, чтобы считать его драмой. Удивительно, но бывший музыкальный комедиограф Шахназаров полностью отказался во «Всаднике» от такой важной составляющей кино, как музыка! В сухом остатке подтверждение старой истины о том, что административная работа только вредит творческому началу. В большинстве своих поздних фильмов Шахназаров берется за очень серьезные темы, не утруждая себя мыслями о том, что нового он может рассказать о них зрителю.
То ли дело «Грязные танцы-2»! Приятный глазу и всем остальным чувствам примитив, диалоги которого помещаются на двух сторонах стандартного листа бумаги формата А4. Зато все всем понятно, легко и однозначно. Отсюда делаем вывод: голливудские технологии отнюдь не зло, а необходимое условие для того, чтобы зрителю просто не было скучно.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...