Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Всадник по имени Смерть Всадник по имени Смерть

«Всадник по имени Смерть»: Бледнее бледного

Антон Сидоренко, 16 июня 2004 г.

Новый фильм Карена Шахназарова по повести знаменитого террориста Бориса Савинкова «Конь бледный» раскручивали в России на всю катушку.

Но в итоге мы увидели бледное, анемичное зрелище с невнятно обозначенным жанром и полным отсутствием прежней шахназаровской харизмы. Право, «Грязные танцы-2» получились гораздо лучше.

С тех пор, как создатель «Зимнего вечера в Гаграх», «Курьера» и «Мы из джаза» вступил на скользкую стезю авторского кинематографа, его фильмы безнадежно испортились. Удачливый мастер очень сложного и уважаемого зрителями жанра — музыкальной комедии — Шахназаров после «Курьера» ударился в формальные изыски и потерял какую-то неуловимую для логического объяснения, но несомненно нужную каждому серьезному режиссеру смысловую нить. Фильмы у него выходят теперь все больше какие-то приземленные, несмотря на навороченный сюжет и массу хороших актеров в кадре. «Американская дочь» и «День полнолуния» могли смотреться только в период полного безкартинья, а «Яды» вообще повергли кинообщественность в ступор: работы попахивали явным маразмом.

Но деятельность Шахназарова на посту генерального директора «Мосфильма», наоборот, даже чересчур успешна для таких смутных времен и совершенно ясно, что никаким очевидным маразмом Карен Георгиевич не страдает. В России на сегодня он киноменеджер номер один. Тем более непонятно, что заставило его в очередной раз взяться за режиссуру.

«Всадник по имени Смерть» напоминает затянутую по времени пилотную серию какой-то мыльной оперы из жизни русских террористов начала прошлого века. Скрупулезно восстановленная реальность купеческой Москвы с фантастическим планом на отреставрированный кремлевский дворец и дровяные сараи — главный успех этого кино. По всем остальным пунктам Шахназаров опять проиграл.

Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть»
Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть»

Сюжет картины не пахнет актуальностью, несмотря на слово «терроризм» в синопсисе. Индивидуальный террор эсеров серьезно отличается от того чеченского синдрома, который сейчас разъедает путинскую Россию. Фильм Шахназарова насквозь пропитан достоевщиной, которую редко встретишь в репортажах со взорванных блокпостов. Идея, ради которой старается террорист Жорж — герой Андрея Панина, прописана настолько невнятно, что все потуги фильма на интеллектуальность сразу стоит отмести как абсолютно неуместные.

Нет в этом фильме и достаточного количества экшена, чтобы считать его политическим боевиком, и саспенса, чтобы считать его триллером, и любовных сцен, чтобы считать его драмой. Удивительно, но бывший музыкальный комедиограф Шахназаров полностью отказался во «Всаднике» от такой важной составляющей кино, как музыка! В сухом остатке подтверждение старой истины о том, что административная работа только вредит творческому началу. В большинстве своих поздних фильмов Шахназаров берется за очень серьезные темы, не утруждая себя мыслями о том, что нового он может рассказать о них зрителю.

То ли дело «Грязные танцы-2»! Приятный глазу и всем остальным чувствам примитив, диалоги которого помещаются на двух сторонах стандартного листа бумаги формата А4. Зато все всем понятно, легко и однозначно. Отсюда делаем вывод: голливудские технологии отнюдь не зло, а необходимое условие для того, чтобы зрителю просто не было скучно.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия