Антон Сидоренко, 24 июня 2004 г.
Запрещенный на родине фильм Андрея Кудиненко «Оккупация. Мистерии» начинается с фразы: «Няма ніякага беларускага кіно. І не будзе ніколі!» И тем не менее, участие этой картины в официальных программах самых престижных кинофестивалей оставляет надежду на то, что пациент скорее жив. Картина Кудиненко, небогатая и лишенная спецэффектов, все равно прельстила отборщиков Московского Международного кинофестиваля. А в Роттердаме ей аплодировали стоя, и дело тут не в сверхгениальной режиссуре или суперактуальном контексте.
Дело в том, что на карте киномира появилась еще одна страна. И пускай в этой стране сняли пока только один достойный мирового фестивального экрана фильм. Главное то, что ни в какой другой части света такой фильм появиться бы не смог. «Оккупация. Мистерии» — порождение сугубо белорусское. Этим фильм и интересен как белорусским, так и всем остальным зрителям (проверено экспериментально, сразу после премьеры в Москве фильм стартует в российском прокате сразу в нескольких копиях). Вспомним недавний пример с «Анастасией Слуцкой». Нелепо думать, что толпы зрителей были привлечены в залы кинотеатров рекламой, которую фильму сделал
Александр Лукашенко, или специальными ценами на билет. Нет, людей влекло любопытство иного рода. Белорусы хотели наконец увидеть БЕЛОРУССКОЕ кино и готовы были проголосовать за него рублем. (Точно также стали у себя на родине хитами проката латвийские картины «Жернова судьбы» и «Страшное лето», и эстонская картина «Имена в граните», хотя серьезное кинопроизводство в этих странах практически остановлено). К сожалению, большинство зрителей «Анастасии» были сильно разочарованы. После некоторых отзывов рядовых белорусов на этот псевдоисторический «блокбастер» у меня зародилось опасение, что понятие «современное белорусское кино» дискредитировано на долгие годы. Жаль большинство белорусских киношников, которые не виноваты, что у авторов «Анастасии» руки растут прямо из... бульбы. К счастью, через несколько месяцев после притянутого за уши «триумфа» «Анастасии» у нас появилась «Оккупация» Андрея Кудиненко и Александра Качана. Успех фильма доказал, что достойное кино можно делать за гораздо более скромные деньги, чем те, которые были потрачены на съемки «Анастасии». Еще более закономерно, что «Беларусьфильм» — этот единственный бренд, долгие годы ассоциирующийся с белорусским кинематографом, — имел к производству «Оккупации» минимальное отношение. Что означает: в Беларуси можно снимать кино и без помощи государства, а значит быть свободным от его идеологического вмешательства. Вы возразите: но не все же фильмы можно снимать за 30 тысяч евро! Все время ходить в кино на фильм только из-за того, что он белорусский, никто не будет. Действительно, это так, но в этом году есть пример и «дорогой» негосударственной белорусской кинопродукции. Очень недешевый в производстве и по своему исполнению достойный не только телеэкрана фильм Вячеслава Никифорова «На безымянной высоте» снят зарегистрированным в Беларуси ИП «БелПартнер ТВ» — дочерней компанией небезызвестной российской «Централ Партнершип». Участие в картине российских звезд говорит только о том, что она предназначена для обширного русскоязычного телерынка. Но если внимательно прочитать финальные титры, то можно обнаружить, что от режиссера до директора производства — все специалисты «Беларусьфильма». На частной студии в Минске перезаписывался и звук фильма (раньше эту операцию, для «Каменской» и других сериалов делали в Москве, а то и в Праге). Я даже не говорю про Андрея Голубева и Анатолия Кота — белорусских актеров, которые в фильме напрочь переигрывают русских «звезд». Кстати, Анатолию Коту, сыгравшему самые яркие роли в белорусском кино последних лет, в том числе в «Оккупации» и «Анастасии», прочат мировую известность всего через несколько лет. Таким образом, у нас есть профессионалы, готовые снимать кино международного уровня, появляются и фильмы, достойные этого уровня. Но что самое радостное — у этих фильмов есть зритель. Шедевры не рождаются на пустом месте. Любой всплеск активности все равно в каких видах искусства всегда происходил благодаря социальным изменениям. Белорусское национальное кино предназначено для нации, которая, несмотря на все трудности, все же выходит из забытого богом кута Европы.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...