Антон Сидоренко, 27 февраля 2009 г.
Европеец Том Тыквер начал дрейфовать в сторону Голливуда несколько лет назад, сделав безумно красивую экранизацию «Парфюмера» Зюскинда. Его свежий проект «Интернешнл», пару недель назад открывавший Берлинский МКФ, и вовсе не похож на «Смертоносную Марию» или «Беги, Лола, беги». Новая картина Тыквера — ладно скроенный по голливудским стандартам триллер с остроактуальным экономико-политическим оттенком. Несколько стран и даже частей света, в которых разворачивается действие, десятки действующих лиц и впечатляющие массовки — даже удивительно, как продюсеры смогли уложиться в 50 миллионов долларов. Режиссеру при этом удалось не провалиться в ширпотреб, умело выдержав золотую середину между захватывающим зрелищем и гражданским поступком-высказыванием. Кроме того, Тыквер снял умное кино для широкого зрителя, что в последнее время явная редкость.
Ленты, подобные «Интернешнл», задумываются не за один год до премьеры. Как тут не восхититься интуицией ее создателей, ведь сюжет картины прямо-таки накладывается на самые горячие выпуски новостей! Финансовый кризис наконец-то заставил власти развитых стран обратить внимание на транснациональные банки, в которых сильные мира сего совершенно беззастенчиво отмывают украденные миллиарды. С одним из таких банков, расположенном в тихом Люксембурге, и сражается агент Интерпола американец Льюис Сэлинджер. Банк настолько могущественен, насколько и преступен. Шайка, его возглавляющая, управляет половиной земного шара: продает ракеты, устраивает революции и перевороты, а, главное, кладет с прибором на органы правосудия в частности и национальные государства в целом. Такое вот отрицательное последствие пресловутой глобализации. Социально ответственный Тыквер устами своих персонажей открытым текстом сообщает, что закон нарушают не отдельные лица, а целая система, которая гарантирует современный капиталистический миропорядок.
Наоми Уоттс и Клайв Оуэн в фильме «Интернэшнл»
Слава богу, до латиноамериканской герильи и лозунгов «Ленин, Мао, Че Гевара!» дело не доходит. «Интернешнл» — зрелище для политически подкованных левых эстетов. (Видно, таковых немного — судя по кассовым сборам, фильм в мировом прокате провалился, народ привык к спайдерменам.) Всемирный банкирский заговор Тыквер разоблачает в основном на фоне говнохайтека ультрасовременных офисных билдингов, в стерильной чистоте и пустоте которых, оказывается, и совершаются самые страшные преступления против человечества. Разъезжают преступники и полицейские исключительно на комфортабельных авто двух марок одной немецкой корпорации, видно, ставшей спонсором разоблачительного проекта. Фильм очень хорошо продуман, идеально выверен с точки зрения драматургии, захватывает и затягивает, несмотря на множество типично голливудских ляпов. Например, во время перестрелки главный герой пользуется пистолетом-пулеметом, вырванным из рук одного из противников, и совершенно спокойно достает следующий магазин из собственного кармана, хотя сам до этого стрелял из совсем другого оружия. В «Интернешнл» нет часто используемых Тыквером рапидов, флешбэков. Хотя в одном из эпизодов режиссер не удержался и показал крупным планом стрелку секундомера — символ любимого им путешествия по времени.
Сыгравший роль отважного полицейского Клайв Оуэн — современная реинкарнация так уважаемого советским зрителем комиссара Коррадо Катани из бессмертного сериала «Спрут». Забавно, что значительная часть действия «Интернешнл» проходит именно в Италии — самой, судя по фильму, коррумпированной стране Европы. Оуэн по фактуре уступает Микеле Плачидо, но по характеру такой же одиночка-борец за справедливость. Его противники — типичные разноплеменные менеджеры высшего звена, красивые хозяева жизни. Людей с подобными лицами и в таких костюмах в России еще недавно было принято называть «капитанами бизнеса» и умиляться их талантам и работоспособности. В «Интернешнл» вся их красота сводиться к известной формуле: «Нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист в погоне за 500% прибыли».
Да, «Интернешнл» лишает иллюзий насчет власть предержащих. Главными мировыми преступниками в нем названы те, кого мы ежедневно видим в выпусках новостей и на первых полосах газет. Это…
Ой, извините, позвонили в дверь, вернусь, допишу…
Эй, вы кто такие, что вам на…
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...