Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Миллионер из трущоб Миллионер из трущоб

«Миллионер из трущоб»: Естественный отбор

Антон Сидоренко, 2 марта 2009 г.

Индийский трип британца Дэнни Бойла, оторвавший в этом году главные «Оскары», еще одно доказательство того, что Голливуд понятие интернациональное и никакой, даже самой экстремальной экзотикой не брезгует.

Наметившийся было спад посещаемости кинотеатров в Америке после наступления кризиса сменился на подъем. Хотя сами фильмы интереснее не стали, скорее наоборот. Кризис идей в Голливуд пришел куда раньше кризиса финансового. В такой важный момент оскаровское голосование было еще более ответственным. Академики не просто выбирали лучшую картину, а еще и указывали направление, в которое должно привести коммерческое кино к успеху в тяжелые времена. Выбрали, слава богу, не комикс, но и не арт-эксперимент вроде прошлогодних «Стариков». Кризисное кино должно быть без авторских выкрутасов, на них средств не хватает. Но и должно быть одновременно социально значимым, не просто сказкой в духе «Властелина колец». Ну и конечно зрелищным. Последнее, впрочем, не обсуждается.

Довольно остроумные похождения индийского паренька, сказочно разбогатевшего после выигрыша в телевизионной викторине, идеально отвечают всем перечисленным требованиям. Хотя Бойл и его команда заслуживают еще одного, девятого «Оскара» за самый энергетически насыщенный фильм. «Миллионер из трущоб» обрушивается в зрительный зал непрерывным потоком страстей и переживаний и ни на минуту не отпускает из своих объятий. И это отнюдь не то «типичное индийское кино», о котором поспешили написать некоторые критики. Картина Бойла, скорее, пример киноглобализации, смешения культур. В основе ее сюжета лежат мотивы английского романа времен Дефо и Свифта, левацкая социальная сатира тоже с Альбиона, а драматические перипетии на сто процентов голливудские. От Индии в ленту попала потрясающе киногеничная натура и танцевальный номер на финальных титрах, в котором уж точно пародируется сладкоголосый мумбайский Болливуд. Клиповая техника съемок (нет ни одного кадра, где камера смотрела бы на героев прямо, а не под углом), весьма динамичный монтаж делают картину такой увлекательной, что даже самый скептически настроенный зритель простит «Миллионеру» многочисленные киношные допуски.

Дев Патель и Фрейда Пинто в фильме «Миллионер из трущоб»
Дев Патель и Фрейда Пинто в фильме «Миллионер из трущоб»

«Миллионер» льет бальзам на израненную финансовыми неурядицами душу зрителя экономически развитых стран. На фоне индийских трущоб даже депрессивные спальные районы постсоветских хрущоб выглядят сплошными санта-барбарами и малибу. Не удивительно, если правительственные телеканалы в странах бывшего СССР как можно быстрее закупят фильм Бойла и будет крутить его своим подопечным на сон грядущий перед каждыми очередными выборами. Меж тем, вернувшиеся из Индии товарищи неизменно удивляют рассказами о том, что нищие фанаты болливудской звезды Амитабха Баччана (эпизод с его прилетом — один из лучших в кино за последнее время) парадоксальным образом выглядят необыкновенно счастливыми. Конечно, «Миллионер из трущоб» — вовсе не путеводитель по загадочной восточной душе. Более того, это не более чем аттракцион социальной экзотики для богатых стран, своеобразный репорт из «Нэшнл джиографик». Но причину счастливого выражения лиц индусов фильм Дэнни Бойла объяснить вполне может: как тут не улыбаться, если удалось проскочить еще один день сквозь миллиардное сито естественного отбора.

В этом плане главный герой «Миллионера», которого последовательно играют сразу три юных актера с труднопроизносимыми и не менее труднозапоминаемыми именами, может чувствовать себя счастливчиком даже без выигранного миллиона. Жизнь — это лотерея, в нее играют все без исключения. А вот побеждают только те, кто понимает, что участие в ней уже выигрыш. Впрочем, не стоит домысливать за авторов. Какой-то особой философской или социальной глубиной «Миллионер из трущоб» не отличается. Пикантно щекочет нервы публики, не более того.

Единственные, кто может пострадать от оскаровского триумфа «Миллионера», так это сами индусы (кроме Болливуда, на чью продукцию может запросто возникнуть мода). Состоятельные иноземцы, как правило, по мумбайским трущобам не ходят и о царящей в них нищете не знают, отсиживаясь в приятном комфорте туристических гетто. Как бы после предложенного Бойлом зрелища поток туристов в далекий сказочный край не сократился. Хотя, куда же мир денется без этой дивной страны. Вы как хотите, а я на индийскую выставку за чаем со специями!





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия