Антон Сидоренко, 7 июля 2008 г.
Рогожкин, конечно, не предсказатель, но его комедия, выпущенная на своей родине аккурат к чемпионату Европы, уверенно предрекает победу России. Причем, в Чемпионате Мира. Мечтать не вредно, но после этого июня российская команда уже не ходит в лузерах. Вот она, великая сила искусства!
Комедиограф Рогожкин причастен не только к возрождению российского футбола, но и российского кино. В эпоху засилья голливудского видео он повернул россиян к родному кинематографу своими бессмертными «Особенностями национальной охоты», а минского актера Алексея Булдакова довел до «погоды в доме» и всенародной славы. Булдаков в новой «Игре» исполняет роль второго плана, но для Рогожкина явно стал своеобразным талисманом. Также как симпатичный длинноиглый ежик стал талисманом для Чемпионата Мира, который по воле фантазии авторов «Игры», проводится в России (кстати, по чему бы и нет?). Российская команда попадает в финал, и на подмосковной базе ее игроки готовятся к решающей битве.
Кирилл Пирогов и Артур Ваха в фильме «Игра»
Несмотря на название, «Игра» — фильм не о футболе. Непосредственно команда и ее игроки показаны мельком, все действие вертится вокруг тех, кто ее обслуживает — администраторов, массажистов, просто болельщиков. И главный герой — вовсе не суперфорвард, забивающий решительный мяч, и не гениальный тренер (Кирилл Пирогов, при всем моем уважении, никак не тянет на Гуса Хиддинка), а тороватый миляга-администратор в великолепном исполнении Юрия Степанова. Степанов в «Игре» раскрывается как гениальный комический актер. Его герой — воплощение типа русского обаятельного жулика, который впервые описал Николай Васильевич Гоголь, и который, не исключено, и является высшим достижением российской цивилизации. Человек, на табличке кабинета которого надпись «М.Д.Звонов», одновременно и главный злодей, и главная жертва футбольной лихорадки. Напоив того самого Карлыча, которого играет Булдаков, М.Д. Звонов узнает счет финального матча и ставит на победителя все деньги, что он только может одолжить у знойного чурекского олигарха в белом костюме (Даниил Страхов).
Как и Гоголь, Рогожкин обладает необыкновенным комедийным даром. В «Игре» нет несмешных персонажей. Рогожкин высмеивает всех, но высмеивает любя. При этом критично подмечает недостатки российского национального характера. Его герои — поголовные Емели, талантливые, очень симпатичные, но несколько несобранные. Они с необыкновенной энергией машут триколорами и во все горло патриотично орут «Кто с мячом к нам придет», но в решающие моменты причащаются продукцией известного украинского водочного брэнда. (К слову, «Игра» едва ли не первый российский фильм, где пресловутый продакт плейсмент исполнен очень тактично и даже изящно). Наконец, Рогожкин в своем фильме раскрыл, где в России зарыты главные таланты (по крайней мере, футбольные). Мальчик из интерната для умственно отсталых оказывается гениальным забивателем угловых. Умом Россию в футбол не обыграешь! — утверждает режиссер. Правда, чтобы полностью насладиться его выводами, надо хотя бы в душе быть русским. Рогожкин годится, по большей части, для внутреннего употребления.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...