Антон Сидоренко, 10 августа 2007 г.
Добро, если бы миры эти были оригинальны и неповторимы, хотя бы как миры японского аниматора Миядзаки. Но поставленные на поток голливудские сказки словно сняты в одних и тех же декорациях. И даже новые лица в главных ролях и старые в новых амплуа не меняют сути дела. Пластинку явно заело.
Вот и новейшая «Звездная пыль» явно претендует на почетное звание «блокбастера», без которого теперь внимания публики ни одному кино не добиться. Не то что бы мы уж очень нетерпеливо ожидали это творение Мэттью Вона. Но на безрыбье августовского затишья перед новым учебным годом и возвращением в город главных посетителей минских кинотеатров даже «Волки-оборотни» — предмет обсуждения. А тут тебе «культовое» фэнтези. И, даже, как сообщают рекламные источники, по «культовому» роману.
Клэр Дэйнс и Чарли Кокс в фильме «Звездная пыль»
О степени культовости романа Нила Гэймана судить не будем (признаюсь, не поклонник литературного фэнтези). Вполне вероятно, книжка интересная и остроумная. Но нам ли не знать, что способны сделать с бумажным шедевром дубовые мозги штатных сценаристов и прокрустова смета смелых продюсеров. Из самых увесистых томов, да гениальных оборотов им надо соорудить приемлемое для среднего ума и фантазии зрелище на два часа и желательно с намеком на продолжение. С продолжением у «Звездной пыли» вряд ли получится. Финал у фильма из серии «стали жить-поживать». И к финалу режиссер несся такой скороговоркой, что запасных страниц у него явно не осталось. Только мы познакомились с героем, как — бах! — он уже пролез в волшебную страну. Бах! — познакомился с заколдованной принцессой. Бах! — принцесса уже родила ему сына и прошло восемнадцать лет… В общем, такого фрагментарного монтажа не снилось даже возлюбленной человека с бульвара Капуцинов…
А зачем показывать все подряд? Все, чем заполнена «Звездная пыль», кажется сдутым у других представителей славного жанра. Отсюда и ощущение, что режиссер с актерами просто отбывают свой высокооплаченный номер. Вовремя включают камеру, подают реплики и расширяют глазки. Главный герой Тристан (Чарли Кокс), странная помесь Робби Уильямса и молодого Стива Мартина, хлопает ресницами, но до харизмы хотя бы Элайджи Вуда ему далеко. Его коллега по несчастью, падшая звезда (приметно повзрослевшая Клэр Дэнс) старательно притворяется невинной дурехой, что в таком возрасте уже должно быть стыдно. Из остальных положительных персонажей можно выделить только пиратского капитана Роберта Де Ниро. Тот ловит молнии на корабле, идея которого явно похищена если не у Жюля Верна, то у того же Миядзаки, и тайком примеряет женское белье в своей каюте. Но второго Джека-Воробья экран в этом году не потянет. А для таланта уровня Де Ниро роль совсем маленькая — разгуляться негде.
Рики Гервес и Мишель Пфайфер в фильме «Звездная пыль»
Немного расшевеливают ситуацию отрицательные персонажи, среди которых выделяется жуткая колдунья в исполнении былой красавицы Голливуда №1 (господи, ведь-недавно-же-было!) Мишель Пфайфер. Но и она на голову уступает Монике Белуччи в аналогичном амплуа взалкавшей молодости ведьмы из «Братьев Гримм» Терри Гиллиама. Гиллиам, кстати, наверняка справился бы с поставленной задачей куда лучше Мэттью Вона. Делать сказки для взрослых (как в случае со «Звездной пылью») или детей — задача непростая и доступная единицам вроде Гиллиама и Бертона.
Будем справедливыми, Вону здорово не повезло: его фильм вышел после очередной порции «Гарри Поттера», на которого «Звездная пыль» чем-то, безусловно, похожа. Все тот же волшебным образом рожденный мальчик, переход из «этого» мира в потусторонний, волшебство+колдовство… Но вторичным выглядит не только сюжет, но даже музыка, которая до боли напоминает «Пиратов Карибского моря».
Мало юмора, много традиционного сказочного пафоса — «Звездная пыль», увы, продукт «один из». Искра Божия, проявляющаяся теперь в Голливуде только по большим праздникам, обминула и авторов «Пыли». Впрочем, какие волшебные сказки могут возникнуть у рациональных создателей современного кинопродукта, которые продают свое искусство как колбасу? Волшебство, колдовство и остальные чудеса на вес не продаются.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...