Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Оккупация. Мистерии Оккупация. Мистерии

«Оккупация. Мистерии»: Первый Белорусский

Антон Сидоренко, 5 февраля 2004 г.

В то время пока «Анастасия Слуцкая» получала призы в Анапе и Бердянске, в Беларуси практически без никакой помощи со стороны государства (!) был создан полнометражный игровой фильм мирового качества.

Как ни странно, «Оккупацию» можно считать первым национальным белорусским фильмом. Чтобы снять правдивый фильм о белорусах, нашему кино потребовалось без малого восемьдесят лет.

На проходившем в конце января в Роттердаме (для тех, у кого туго с географией, напоминаю — это в Голландии) международном кинофестивале с успехом был показан фильм тридцатитрехлетнего минского режиссера Андрея Кудиненко «Mysterium Occupation». Это событие беспрецедентно для всего белорусского кино, впервые в своей новейшей истории попавшего на такой высокий уровень. Закономерно, что «Оккупацию» (такой неофициальный вариант названия «Mysterium Occupation») создали не киноветераны, чьими именами привычно оперирует руководство минкульта и «Беларусьфильма» в юбилейных речах, а самое активное поколение белорусских кинематографистов — тем кому немного за тридцать. Автор сценария Александр Качан — самый активный на сегодня белорусский сценарист. Он уже успел написать неплохой сценарий к фильму «Поводырь» (фильм вышел не ахти), поруководить редакционным отделом «Беларусьфильма», поучаствовать в создании сериала «Ускоренная помощь» и уехать в Киев. Андрей Кудиненко — один из последних учеников легенды «Беларусьфильма» Виктора Турова. К данному успеху он шел девять лет, занимаясь коротким метром (множество международных призов), рекламой и различными роликами. В 2002 году Кудиненко снял полнометражный дебют «Битва пяти воинств». Оператор Павел Зубрицкий и композитор (он же звукооператор) картины Андрей Волков тоже молоды, но уже успели зарекомендовать себя опытными профессионалами.

Действие фильма происходит в 1943 году в Западной Беларуси. Идет война, и противниками выступают соседи-белорусы, которых жизнь поместила по разные стороны баррикад. В фильме много действующих лиц, но главным героем выступает сам белорусский народ, трагическая участь которого — выживать в братоубийственной войне под вечным гнетом оккупантов. Картина создана на традиционном для «Беларусьфильма» поле, но, как говорит сам ее режиссер, «чтобы начинать снимать новое кино, надо было высказаться на старую тему». Фильм состоит из трех мастерски переплетенных между собой (в духе «Криминального чтива») новелл.

Александр Молчанов и Александр Колбышев в фильме «Оккупация. Мистерии»
Александр Молчанов и Александр Колбышев в фильме «Оккупация. Мистерии»

В первой части необстрелянный партизан (Александр Молчанов) попадает в колдовские сети сексуально ненасытной польки-нимфоманки (Светлана Зеленковская), послав к черту и свой отряд, и всю войну в целом. Во второй части свихнувшаяся мать убитого немцами ребенка (Елена Сидорова) выхаживает, вскармливая собственной грудью, контуженного немецкого солдата (Андрей Курейчик). В третьей новелле потомственный партизан Якуб Лойко (Анатолий Кот), предки которого партизанили против всех оккупантов, пришедших на белорусскую землю, должен убить местного старосту (Андрей Ковальчук). Связующим между новеллами персонажем служит лихой боец Штыркин (блестящая роль актера и режиссера Александра Колбышева), яркий образ советского космополита и вечного жулика-авантюриста.

Создание фильма началось еще в 2001 году, когда Кудиненко и команда сняли короткометражку «Партизанская мистерия», которая была первой из трех частей сценария «Оккупации». Завершить работу удалось только к осени прошлого года, поэтому именно в «Оккупации» можно увидеть первую роль в кино Светланы Зеленковской — будущей Анастасии Слуцкой. Фильм вообще отличается удивительно удачными актерскими работами. Особенно удалась роль восходящей звезде белорусского экрана и сцены Анатолию Коту.

Анатолий Кот в фильме «Оккупация. Мистерии»
Анатолий Кот в фильме «Оккупация. Мистерии»

Совершенно новых для белорусского кино вещей в «Оккупации» много. Начиная с цифровой камеры, с которой работал Павел Зубрицкий, и заканчивая собственным сайтом в интернете. Самое же основное — взгляд на войну, в корне отличающийся от того, которым мы шестьдесят лет через объектив «Беларусьфильма» смотрели на Вторую мировую. Народ, попавший между молотом и наковальней, вынужденный гибнуть за чужие интересы, — такими предстают белорусы в «Оккупации». Раньше такую версию войны можно было увидеть только в неофициальной литературе, особенно в книгах Василя Быкова. Быков и должен был стать первым зрителем картины, но авторы просто не успели отослать кассету тяжело больному писателю.

На сайте Роттердамского фестиваля фильм сравнивают с картиной «Иди и смотри» также недавно ушедшего Элема Климова. «Оккупация» была показана в Роттердаме три раза (и еще один раз специально для прокатчиков и дистрибьютеров), и если в первый вечер (сеанс начинался в 23.00) зал был заполнен наполовину, то следующие два прошли при полном аншлаге. После последнего показа публика не отпускала режиссера, целый час задавая ему вопросы. Особенный интерес фильм вызвал у немцев (и это объяснимо) и французов. Поляки возмущались персонажем Зеленковской: «Как курва, так обязательно полька!» Интерес к фильму в Роттердаме проявили также главная сенсация киносезона — Андрей Звягинцев («Возвращение») и известнейший московский критик Андрей Плахов, долго беседовавшие с белорусским режиссером и с удовольствием взявшие кассеты с «Оккупацией» в подарок.

Любовь Румянцева и Александр Колбышев в фильме «Оккупация. Мистерии»
Любовь Румянцева и Александр Колбышев в фильме «Оккупация. Мистерии»

Создатели «Оккупации» особо не надеются, что фильм увидит широкий белорусский зритель. И действительно, нестандартное произведение может вызвать негативную реакцию со стороны тех же ветеранских организаций, что в истории современного отечественного искусства уже случалось. Поэтому на телевидение, тем более белорусское, этой ленте путь заказан. Кроме того, фильм до сих пор не переведен на кинопленку (по стоимости эта операция равна всему скромному бюджету картины), что создает дополнительные трудности. На конец февраля запланирован выход фильма на кассетах в Москве в серии «Другое кино» (в этой же серии выходил небезызвестный «Случай з пацаном»). Будет ли представлен фильм в Беларуси, пока непонятно.

«Что такое война? Это есть абсурд, — говорит Андрей Кудиненко. — Кошмар, который заставляет людей пожирать друг друга. Настоящая война происходит не между армиями, а между личностями, а может быть даже, внутри личностей. Это напоминает древнегреческий эпос — люди бессильны перед силами природы, они — заложники богов. Это кино — вне моральных принципов. Век закончился, а своеобразным хребтом, водоразделом ХХ века была именно Вторая мировая война. Беларусь же оказалась тем местом, где сошлись в страшной схватке два тоталитарных режима».

Авторы обозначили «Оккупацию» как «экзистенциальную драму с элементами триллера». Но будет справедливым написать на ее афишах «Первый Белорусский национальный фильм».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия