Антон Сидоренко, 9 апреля 2016 г.
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева творчески подошла к широко теперь распространенной технологии GoPro и соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище.
Времена, когда кино определяло моду и влияло на визуальную культуру, прошли несколько десятилетий тому назад с появлением MTV и развитием клипового сознания у зрителя. «Хардкор» создан по подобию и в эстетике компьютерных игр-шутеров, где кровь не просто такая же как все остальные, а единственная в кадре жидкость.
В «Хардкоре» прежде всего примечательна именно агрессия, а даже не остроумный, но давно напрашивающийся ход с картинкой, за которой зритель весь фильм следит глазами главного героя. В конце концов, прием субъективной камеры известен еще со времен немого кино. А вот такое количество насилия на экране бывает не часто даже в лентах 18+. Фактически, «Хардкор» — пример чистейшего экшена, сплошная цепочка драк, убийств, стрельбы на фоне бешеного забега по Москве в течение всех полутора часов экранного времени.
Шарлто Копли в фильме «Хардкор»
Продюсеру Бекмамбетову в который раз удалось внести российский контекст в голливудский мейнстрим, в чем ему помогали не только американские специалисты, но и голливудская звезда Шарлто Копли, который сыграл в «Хардкоре» одну из самых ярких ролей в своей карьере. Не менее эффектным получилось появление в фильме Данилы Козловского в образе блондина с волосами до плеч и цветными линзами. Злодей Акан Козловского чем-то напоминает злодея Джесси Айзенберга из недавнего «Супермен против Бэтмена».
После прошлогоднего «Убрать из друзей» для Тимура Бекмамбетова как продюсера фильм Ильи Найшуллера уже второй подряд проект, где обыгрывается новая компьютерная реальность. Хотя попытки встроить жесткую эстетику шутеров в русскоязычном кино были и раньше. Достаточно вспомнить эффектный эпизод расстрела Данилой Багровым мафиози в картине Алексея Балабанова «Брат-2».
В «Хардкоре» авторы полноценно использовали эффект от дигитализации и миниатюризации съемочной техники. И не просто использовали готовые наработки, а придумали свои, абсолютно оригинальные решения, которые позволили рассказывать историю в полном смысле от первого лица.
Кадр из фильма «Хардкор»
«Хардкор» именно тот случай, когда оператор является полноценным постановщиком. Сергей Валяев был не только автором-изобретателем съемочной техники для фильма, но и своеобразным исполнителем главной роли: «Хардкор» снят, фактически, его глазами и глазами еще нескольких актеров-каскадеров и профессионалов паркура — по ходу действия герою приходится все время бегать и прыгать. Причем, бегать и прыгать не останавливаясь ни на секунду — если кино есть движение, то «Хардкор» квинтэссенция его.
Несмотря на невероятное мельтешение образов на экране Илье Найшуллеру и команде удалось избежать превращения «Хардкора» в один большой вариант прототипа фильма — музыкального клипа «Bad Motherfucker», который режиссер-дебютант снял несколько лет назад для собственной группы. В «Хардкоре» есть и история со вполне внятным месседжем для тех, кто умеет внимательно смотреть. Главный герой Генри, конечно, киборг-киборгом, но воплощает потаенную коллективную мечту так называемого простого человека с русскоязычного пространства — жестко и кроваво разобраться с бандитами, ментами, олигархами и тд., и т.п.
В свое время Андрей Тарковский говорил, что хочет снять фильм субъективной камерой полностью от первого лица — один день обычного человека. Парадоксальным образом, но Найшуллер и Бекмамбетов едва ли не первыми воплотили давнюю мечту великого режиссера. Наверняка у них теперь появятся многочисленные последователи, которые вряд ли будут иметь такой же успех и внимание публики — чтобы снимать успешное кино, нужно каждый фильм изобретать заново.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Одиночество после расставания с любимым человеком показано в «Лобстере» как экзистенциальная катастрофа в буквальном смысле слова — вплоть до потери человеческого облика....