Антон Сидоренко, 9 февраля 2016 г.
В принципе, Голливуду не привыкать экранизировать истории успеха. Собственно, на таких историях построилась не только Фабрика Грез, но и сама Америка. Но «Джой», все-таки, особенный случай. Режиссер «Трех королей» и «Аферы по-американски» Дэвид О. Рассел снял не стандартный байопик, а мотивационный призыв к тем, кто пока не богат и не знаменит, но сильно мечтает и о том, и о другом. Причем, мечтает разбогатеть и прославиться по типично американской схеме: благодаря изобретательскому таланту.
Нет, героиня фильма в исполнении звезды «Голодных игр» Дженнифер Лоуренс не Тесла и не Эдисон. Ее изобретение значительно скромнее, хотя масштабы применения впечатляют: вырвавшаяся из кухонного рабства, энергичная и отчаянная Джой изобрела известную теперь всему миру самовыжимающуюся швабру. Оказывается, даже такое простое изобретение может гарантировать автору успех и процветание. Разумеется, если автор живет там, где деньги зарабатывают не только крышеванием коммерческих объектов. Это, правда, совсем не значит, что на рынке изобретений его ожидают с распростертыми объятьями.
Дженнифер Лоуренс в фильме «Джой»
«Джой» отличается от других фильмов про успешных американцев тем, что одновременно показывает две истории. Одну — успеха самой Джой Монгано, вторую — неуспеха ее семьи, точнее, провинциального американского среднего класса, который стал буксовать как раз с начала показанных в фильме девяностых. Именно в тот период Американская Мечта дала очередную трещину, и одного честного и упорного труда в семейном гараже для процветания бизнеса стало недостаточно. Нужно было действовать энергичнее и мыслить необычнее. Как это делает сама Джой.
В отличие от многих других бизнесменов-изобретателей, героиня Лоуренс не имеет надежного семейного тыла. Наоборот, ее семейка, когда-то поднявшаяся на починке авто, приметно деградирует, беспрерывно собачась друг с другом. А самое досадное, постоянно вставляя палки в колеса активной и энергичной Джой, которой и так достается от обманщиков-партнеров, нерасторопных реализаторов и консервативных покупателей.
Изабелла Росселлини и Роберт де Ниро в фильме «Джой»
Дэвид О. Рассел собрал в своем новом фильме прекрасный актерский ансамбль: от звездных ветеранов Роберта Де Ниро (который, похоже окончательно перешел на роли комических стариков-затейников) и по-прежнему прекрасной Изабеллы Росселини, до Брэдли Купера, Эдгара Рамиреса и свежей звезды сериала «Orange Is the New Black» Даши Поланко.
Роль Джой — безусловно, одна из лучших в нынешней оскаровской гонке. Дженнифер Лоуренс, которая уже получала заветную статуэтку (за «Мой парень — псих», другой фильм Дэвида О. Рассела) удалось создать весьма правдивый и человечный образ бизнес-вумен семейного типа, совсем без налета ожидаемого в таком случае феминизма. Непохожа экранная Джой и на «человека, который упал на Землю», этакого Элона Маска или Стива Джобса в юбке.
Единственное, что сближает героиню Лоуренс с монстрами технологической революции — пресловутый американский характер, упертый и нацеленный на конкретный результат, без оглядки на вышестоящих, на министерство или государство. «Джой» хорошо демонстрирует тезис о том, что совершить решающий рывок в любом деле можно только без посторонней помощи, причем, в экстремальной ситуации, будучи окончательно припертым к стенке.
У отчаянной домохозяйки Джой все получилось, будем надеяться, получится и у нас.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...